Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

FT и Nikkei: какой будет жизнь в 2025 году

От технологий до финансов, от энергетики до организации труда – журналисты смотрят в будущее

Фото: Ivan Samkov/pexels

Профильные журналисты британской Financial Times и владельца газеты, японского издательского дома Nikkei, анализируют, какой может быть через пять лет ситуация в той сфере, о которой они пишут. VTimes в течение пяти дней представляют их мнения в пяти областях – рынке труда, финансах, энергетике, потребительском секторе, технологиях.

Сегодня речь о том, какие изменения возможны в сфере занятости.

Работа и рабочее место

Сара О’Коннор, колумнист по рынку труда Financial Times

В 2025 г. мир труда будет более гибким и открытым для некоторых из нас и более жестким, раздробленным и небезопасным для других.

Квалифицированные специалисты, уже проявившие свои способности на рынке труда к моменту, когда разразился коронакризис, через пять лет будут с удовольствием пожинать плоды гибридной работы. Многие из них один или два дня в неделю будут работать из дома. Поскольку присутствие в офисе больше не будет являться условием карьерного роста, женщинам-профессионалам будет легче делать карьеру, даже имея детей. Гендерный дисбаланс, сегодня существующий в корпорациях, начнет выправляться. Превращение удаленной работы в нормальный способ ведения деятельности создаст возможности для талантливых людей из развивающихся стран работать в компаниях из богатых стран.

Но без решительных действий на уровне государства для многих ситуация на рынке труда к 2025 г. станет только хуже. Высокий уровень безработицы в годы после пандемии подорвет и без того слабые переговорные позиции молодых и низкоквалифицированных сотрудников. В компаниях сохранится костяк хорошо подготовленных работников, но новые сотрудники из числа как синих, так и белых воротничков будут все чаще набираться для работы по временным контрактам или как внештатники.

Для молодых людей периоды без работы станут обычным явлением. Им будет труднее найти работодателей, готовых предоставить обучение, повышение квалификации или пенсионные планы. И к 2025 г. они будут очень недовольны таким положением дел.

Юкио Исидзука, старший корреспондент Nikkei

Приходить в офис каждое утро в назначенный час, чтобы разделить время и пространство с начальством и коллегами, – такой метод работы еще недавно считался неизменным, но его сокрушил коронавирус. Теперь работа из дома – это общемировая тенденция. Пандемия, особенно в Японии, неожиданно сломала традиционную систему занятости.

Японская пивоваренная группа Kirin Holdings в октябре объявила, что прекратит выплачивать надбавки за проезд в пригородных поездах примерно 4000 сотрудникам своих четырех компаний. Вместо этого она будет платить надбавку за удаленную работу в размере 3000 иен ($29) в месяц. Компания переведет на удаленную работу всех, кроме сотрудников, которым трудно выполнять свои обязанности из дома, таких как работники заводов и логистических центров.

В последние годы Kirin никак не удавалось повысить креативность сотрудников, но удаленка, которую компания была вынуждена внедрить из-за COVID-19, дала ей несколько новых идей. «Удаленная работа подняла моральный дух сотрудников, поскольку предоставила им свободу действий», – говорят представители компании. Пандемия также подтолкнула Kirin к изменению других правил, включая снятие запрета на подработку. Теперь работа организуется, исходя из необходимости решать конкретные задачи; это стандартный подход в Европе и США. Ведущие японские компании, включая Hitachi, Fujitsu, Shiseido и Sompo Japan, заявляют, что тоже будут следовать этому принципу.

Компании будут определять для сотрудников обязанности, цели и навыки, необходимые для решения конкретных задач. Работа, ориентированная на выполнение задач, естественным образом превращается в удаленную, поскольку то, что следует сделать, понятно вне зависимости от того, где и когда сотрудники выполняют свою работу. Компании также могут повысить производительность, направляя нужных сотрудников на конкретный участок деятельности в соответствии с их навыками.

Японские компании давно внедрили системы оплаты труда на основе стажа и пожизненной занятости. Взамен сотрудники должны были работать сверхурочно или по выходным, соглашаться на перевод или переезд. Занятость в японском стиле укоренилась в период быстрого экономического роста страны несколько десятилетий назад, когда компаниям необходимо было эффективно распределять рабочую силу по быстро растущим секторам. Экономическая ситуация с тех пор изменилась, но японские компании не изменили традиционный стиль работы, хотя и знали, что он неэффективен. Однако чрезвычайная ситуация, спровоцированная пандемией, наконец подтолкнула компании к переменам.

Население Японии сокращается. В этом году число жителей в возрасте от 15 до 64 лет составит примерно 74 млн человек. Ожидается, что с 2020 по 2025 г. население сократится на 2,36 млн, а в 2030-е гг. – на 8,98 млн. Сегодня Япония занимает самое низкое место среди развитых стран с точки зрения производительности. Чтобы оставаться конкурентоспособными, компании должны стать более продуктивными и способными к инновациям даже при небольшом количестве сотрудников.

Перевел Виктор Давыдов

Читайте мнения журналистов FT и Nikkei о возможных переменах в других секторах каждый день на этой неделе.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку