Профильные журналисты британской Financial Times и владельца газеты, японского издательского дома Nikkei, анализируют, какой может быть через пять лет ситуация в той сфере, о которой они пишут. VTimes в течение пяти дней представляют их мнения в пяти областях — рынке труда, финансах, энергетике, потребительском секторе, технологиях.
Потребление
Джон Гэппер, бизнес-колумнист Financial Times
Еще до пандемии в розничной торговле наблюдались следующие тенденции: люди все меньше покупали в магазинах и больше в интернете; усугублялась поляризация за счет роста покупок в сегменте роскоши и в дискаунтерах и сокращения — в среднем ценовом сегменте; покупатели все чаще задумывались, произведены ли товары с соблюдением этических норм. К 2025 г. эти тенденции не изменятся, но темпы изменений будут более быстрыми.
Потребители, которым в пандемию пришлось делать заказы в интернете и получать товары, не посещая магазины, усвоили урок. К 2025 г. совершать покупки онлайн станет еще проще и удобнее, а доля электронной коммерции в мире, вероятно, вырастет где-то до 25% с примерно 15% в 2020 г.
Дискаунтеры, специализирующиеся на продаже дешевых товаров, вроде Don Quijote в Японии или Walmart в США, почувствуют усиление конкуренции. Вместо того чтобы набиваться в магазины, потребители будут искать товары в интернете, а сэкономленное время используют для более приятных поездок.
Поколение Z, которое старается производить меньше отходов, не желает покупать много одежды и продает ее в интернете, достигнет зрелого возраста. Быстро меняющаяся мода станет меняться медленнее и будет оцениваться не только по финансовым параметрам, но и в экологическом плане — по тому, как эта индустрия влияет на планету. Потребители 2025 г. будут существами более осмотрительными.
Ацуси Накаяма, комментатор Nikkei
Крупные компании во всем мире начинают искать новые источники дохода в нематериальных активах, таких как патенты, торговые марки и программное обеспечение. Возьмите Sony. За последние пять лет компания до такой степени сократила производственные мощности, заводы и аналогичные активы, что по итогам завершившегося в марте финансового года соотношение доходов от материальных и нематериальных активов у нее составило 1:1. При этом нематериальные активы — игры, музыка и фильмы — принесли более половины операционной прибыли; это свидетельствует о том, что в ближайшие пять лет Sony может еще больше отойти от производства оборудования.
Стратегический уход от материальных активов частично направлен на то, чтобы избежать прямой конкуренции с Китаем и Южной Кореей, которые имеют аналогичную промышленную инфраструктуру. Но еще важнее то, что цифровая волна захлестнула многие отрасли и привела к появлению нового менеджмента, стремящегося к повышению стоимости корпорации за счет наращивания доходов от увеличения масштаба операций. Эта тенденция наблюдается во всем мире.
Воплощением движущей силы этих изменений служат американские IT-гиганты, известные как FAANG — Facebook, Apple, Amazon и Google (а также Netflix). Они делают ставку на интеллектуальную собственность и программное обеспечение, а не на оборудование.
В США и Великобритании инвестиции в материальные и нематериальные активы сейчас почти равны, а Китай и Индия движутся в том же направлении. В Японии по-прежнему преобладают инвестиции в материальные активы, отчасти из-за того, что значительную роль в экономике играет автомобильная промышленность. Panasonic, например, направляет серьезные капиталовложения в производство аккумуляторов для электромобилей; соотношение материальных и нематериальных активов у компании — 3:1.
Япония тоже переходит на нематериальные активы как основу производства, хотя и более постепенно. В основном это объясняется двумя факторами. Первый — идет переход от транспортных средств с двигателем внутреннего сгорания к электромобилям, для которых важны интернет-технологии и программное обеспечение. По мере их распространения и ужесточения экологических норм во всем мире степень цифровизации автомобильной промышленности и инвестиции в программное обеспечение также будут расти.
Наглядный пример — Tesla: ее технологии повышают эффективность автомобиля не за счет нового оборудования, а с помощью программного обеспечения. В свою очередь Toyota недавно объявила производство ПО своей первоочередной целью.
Второй фактор — это распространение технологии создания «цифровых двойников». Идея в том, чтобы создать цифровую копию людей, автомобилей и инфраструктуры в виртуальном пространстве, где могут осуществляться многие виды экономической деятельности, такие как обработка больших массивов данных и создание новых продуктов. Интересно, что американские технологические гиганты Amazon и Google увеличили вложения в материальные активы, включая приобретение логистических компаний. Но этот шаг, скорее всего, позволит им перенести реальную экономику в виртуальное пространство через «двойников».
Так что эпоха нематериальных активов уже началась.
Перевел Виктор Давыдов
Читайте мнения журналистов FT и Nikkei о возможных переменах в других секторах каждый день на этой неделе.