Профильные журналисты британской Financial Times и владельца газеты, японского издательского дома Nikkei, анализируют, какой может быть через пять лет ситуация в той сфере, о которой они пишут. VTimes в течение пяти дней представляют их мнения в пяти областях — рынке труда, финансах, энергетике, потребительском секторе, технологиях.
Технологии
Ричард Уотерс, редактор Financial Times в Кремниевой долине
Пандемия дала мощный толчок развитию индустрии цифровых услуг, и он будет иметь долговременный эффект. Однако сюрпризом 2020 г. стало появление более широкого круга новых чемпионов цифровой индустрии, которые частично ослабили мощь крупных технологических компаний.
Amazon и Google выделили из своего бизнеса сферу облачных вычислений, что привело к появлению нового поколения технологических компаний. Zoom стал одним из немногих, кто воспользовался ростом спроса во время пандемии, чтобы стать более широкой платформой для общения и взаимодействия.
После того, как регулирующие органы заблокировали возможности технологических гигантов покупать или подавлять молодых конкурентов, в потребительском интернете возникли перспективы для роста новых компаний. Поколение пользователей, выросшее на использовании цифровых сервисов, стремится к новым впечатлениям — будь то сообщества внутри игровых миров или более широкий набор коммуникационных приложений, отвечающих различным потребностям. Крупные технологические компании лишились ряда ведущих специалистов, которые перешли в стартапы и тем самым ускорили этот сдвиг.
К 2025 г. мы можем ожидать развития более разнообразного цифрового мира. Однако в большинстве секторов технологического рынка все еще сохраняется принцип «победитель получает все». До сих пор каждый новый вид онлайн-деятельности создавал одного или двух лидеров рынка, и в сфере цифровых технологий формируется своеобразная олигополия.
Казуюки Окудаира, корреспондент Nikkei
Японская компания SoftBank, которая перешла от инвестиций в производство персональных компьютеров к бизнесу в интернете и затем — в мобильной телефонии, теперь «превратилась в компанию, инвестирующую в революцию в области искусственного интеллекта», говорит ее гендиректор и председатель совета директоров Масаёси Сон. Понеся серьезные потери из-за инвестиций в переоцененную сеть коворкингов WeWork, SoftBank стала вкладывать деньги в сферы, где, как она ожидает, искусственный интеллект (ИИ) будет играть важную роль, включая такие области, как мобильность и передвижение, недвижимость и здравоохранение.
Сейчас часто стал использоваться термин «вертикальное развитие». Например, по словам генерального директора Google Сундара Пичаи, облачный бизнес компании вырос благодаря стратегии развития в таких секторах, как финансовые услуги и розничная торговля.
Тем не менее, задача выйти в другие отрасли для IT-компании выглядит непростой. Google приходится брать на работу персонал, который хорошо разбирается в правилах и нормах таких отраслей, говорит Карен Десальво, бывший помощник министра здравоохранения США, ставшая главным директором по медицинским проектам Google в конце 2018 г. «Чтобы удовлетворить запросы потребителей, требуется привлекать сотрудников со знанием медицины и клинической практики», — считает она.
Amazon и Microsoft также активно нанимают людей, знающих конкретные отрасли. Прошло почти 10 лет с тех пор, как американский венчурный инвестор Марк Андриссен сказал, что «программное обеспечение поглощает мир». Его предсказание сбывается.
По словам Сона, в Японии интернет «заместил рекламную индустрию, составляющую 1% ВВП». Радикальное изменение оставшихся 99% не за горами, и никогда ранее важность вертикального развития бизнеса не была столь высока.
Перевел Виктор Давыдов