Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Электромобили захватывают европейский рынок

Автоконцерны уже называют их выпуск главным двигателем роста

Фото: javygo / unsplash

В прошлом январе европейские автопроизводители готовились к самому непростому году за последнее время. Им предстояло радикально увеличить производство электрических и гибридных автомобилей либо пасть жертвой новых жестких норм, сильно ограничивающих выбросы углекислого газа. Нарушителям грозили штрафы в сотни миллионов евро.

Затем наступила пандемия, и карантин привел к остановке конвейеров на заводах — порой на несколько недель. В результате был отложен выход на рынок новых моделей электромобилей, таких как ID.3 у Volkswagen.

Поздние усилия

Коронавирус спутал автопроизводителям все карты: тщательно выстроенные стратегии пришлось радикально пересматривать и резко наращивать производство чистого транспорта уже под самый конец года. По данным брокерско-аналитической компании Bernstein, из почти 730 000 работающих на аккумуляторе автомобилей, проданных в Западной Европе в прошлом году, более 300 000 были реализованы в последнем квартале.

В Евросоюзе по итогам 2020 г. выбросы углекислого газа у выпускаемых машин не должны быть более 95 г на 1 км (в расчете на компанию). Иначе производителю грозит штраф в размере 95 евро за каждый грамм, превышающий норму. С 2021 г. отменяется льгота, которая позволила производителям в прошлом году не включать в общие отчеты по выбросам 5% своих самых «грязных» автомобилей.

Некоторые компании, такие как Daimler, смогли пересечь заветную черту и не попасть под штрафы, только значительно активизировав усилия по выпуску электромобилей в самом конце года. Volkswagen в январе сообщил, что ему грозит штраф более 100 млн евро, так как он хоть и сократил выбросы в 2020 г. на 20%, но совсем немного превысил норму — на 0,5 г на 1 км.

На штраф попала и Jaguar Land Rover, несмотря на то что в декабре на электрическую модель Jaguar I-Pace пришлось 69% продаж бренда в Западной Европе.

Госсубсидии в помощь

Серьезную помощь автокомпаниям оказали правительства, предложившие льготы и стимулы для электромобилей с целью стимулировать одновременно деловую активность и переход к более экологичной экономике. Так, в Германии годовые продажи выросли втрое: правительство Ангелы Меркель увеличило субсидии на электромобили в два раза, что позволило людям получить скидку в 9000 евро при покупке новой машины.

По данным Ассоциации немецких автопроизводителей (VDA), во втором полугодии запросы о новых электромобилях выросли на ведущем немецком сайте AutoScout24 на 80%. Всего в прошлом году 13,5% проданных в стране машин работали на аккумуляторе. «Стимулы, безусловно, сыграли очень важную роль в 2020 г. и помогли электрификации перейти определенную границу», — говорит Питер Нота, директор по продажам BMW.

«Ближайшие месяцы покажут, может ли спрос и далее оставаться на столь высоком уровне, — говорит Йохен Курц, директор AutoScout24. — Определяющим фактором здесь будет не только размер субсидий, но и развитие инфраструктуры для подзарядки электромобилей».

Определение правительствами сроков прекращения продаж автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) также стимулировало в прошлом году рост рынка машин на аккумуляторах. После того как власти Великобритании заявили о постепенном сворачивании продаж автомобилей на ДВС к 2030 г., число онлайн-запросов с поиском нового электромобиля подскочило вдвое за один день, по данным Auto Trader. По официальным данным, каждая шестая новая машина, проданная в 2020 г. в Великобритании, была полностью электрической или гибридной. 

Электрические лидеры

Для традиционных автопроизводителей прошлый год предоставил шанс потеснить на рынке электромобилей безусловного лидера — Tesla.

Наибольшая доля электромобилей в совокупных продажах в Европе была в прошлом году у Hyundai — 13%, благодаря популярности модели Kona. В этом году доля работающих на аккумуляторе автомобилей вырастет за счет новых чисто электрических моделей и новых вариантов подзаряжаемых гибридов внедорожников Tuscan и Santa Fe, сказал Financial Times президент Hyundai в Европе Майкл Коул.

Но самой продаваемой моделью в Западной Европе стала Renault Zoe (которая была разработана уже восемь лет назад). На нее пришлось 95% продаж полностью электрических автомобилей Renault, и, по данным автомобильного аналитика Маттиаса Шмидта, она обогнала Model 3 от Tesla и ID.3.

В результате активизации традиционных автокомпаний Tesla стала единственным производителем, чья доля рынка сократилась — на 16 процентных пунктов до 13,4%. Аналитики, правда, одной из важных причин падения называют влияние пандемии на каналы дистрибуции Tesla в Европе.

Volkswagen, который на уровне группы стал лидером на европейском рынке электромобилей, реализовав 174 000 машин, намерен в 2021 г. увеличить продажи более чем в два раза.

Грандиозные планы

Другие компании пытаются не отставать. «Мы намерены увеличить продажи электрифицированных автомобилей более чем наполовину в 2021 г.» и в рамках этой цели — вдвое увеличить продажи полностью электрических моделей, сказал Нота из BMW. «Это подчеркивает важность электромобилей как основного источника роста для компании», — отметил он.

Несмотря на то что большинство автопроизводителей выполнило установленные Брюсселем цели по выбросам СО2, некоторые экологи критикуют компании за использование для этого гибридных автомобилей. Они могут проезжать короткое расстояние на одном аккумуляторе, но подавляющее большинство их владельцев используют при передвижении только ДВС, указывают защитники окружающей среды.

«Я бы ожидал, что продажи гибридов быстро упадут после того, как будут сокращены бюджетные стимулы, — сказал FT руководитель Audi Маркус Дюсманн. — Когда субсидии для гибридов закончатся, никто не будет их покупать, <…> потому что это ненастоящая вещь».

Перевел Михаил Оверченко

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку