Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Догнать невозможно». Россия проиграла Западу и Китаю в гонке за искусственный интеллект

AIDOL, первый российский робот-гуманоид с ИИ упал во время демонстрации в ноябре в Москве
AIDOL, первый российский робот-гуманоид с ИИ упал во время демонстрации в ноябре в Москве Агентство «Москва»

Изоляция России, спровоцированная развязанной Владимиром Путиным войной, оставляет ее если не на обочине развития искусственного интеллекта (ИИ), то далеко позади лидеров. Массовый отъезд IT-специалистов, невозможность закупить передовые процессоры, отсутствие собственных эффективных технологий и венчурного капитала – все это сильно ограничивает возможности по разработке и внедрению ИИ.

На русскоязычном сайте платформы LM Arena, где пользователи оценивают модели искусственного интеллекта, лучший российский вариант, GigaChat от «Сбера», занимает 25-е место, уступая даже более старым версиям ChatGPT от OpenAI и Gemini от Google. YandexGPT находится и вовсе на 35-м месте. Согласно рейтингу Стэнфордского университета Global AI Vibrancy Tool, который был выпущен в ноябре и измеряет развитость и эффективность ИИ-экосистем, Россия занимает 28-е место из 36 стран.

«Россия на годы отстает в разработке собственного ИИ. Она уже проиграла в этой гонке, и догнать [лидеров ей] невозможно», — сказал The Wall Street Journal Юрий Подорожный, который в прошлом возглавлял службу разработки сервисов «Яндекс.Карты» и «Яндекс.Метро». После начала войны он с семьей покинул Россию и теперь является директором по ИИ в лондонском финтех-стартапе Finom.

Топ-менеджер московской ИИ-компании согласен с этой оценкой. Экономическая и геополитическая изоляция России не позволяет компаниям получить доступ к финансированию и выйти за пределы своего сравнительно небольшого внутреннего рынка, сказал он WSJ. В прошлом году российские компании, занимающиеся искусственным интеллектом, привлекли лишь около $30 млн в виде венчурного финансирования. Между тем, одна только OpenAI получила более $6 млрд.

МВФ в 2024 году составил индекс готовности 174 стран к внедрению ИИ, оценив цифровую инфраструктуру, человеческий капитал, трудовую политику, инновации, интеграцию ИИ в экономику и регулирование. Россия оказалась на 53-м месте с 0,56 балла (1 балл – страна полностью готова, 0 – совсем не готова), уступив, в частности, еврозоне в целом (0,67), Китаю (0,64), ОАЭ и Малайзии (0,63), Польше (0,6). Первые пять мест заняли Сингапур (0,8), Дания (0,78), США и Нидерланды (по 0,77), Эстония (0,76).

Уже после этого Китай в начале 2025 года представил своего ИИ-бота DeepSeek, который показал, что способен конкурировать с американскими большими языковыми моделями.

Китай пока отстает от США по эффективности графических процессоров, которые необходимы для ИИ-вычислений, но много достиг собственными усилиями в этой области. Компания Huawei, против которой США ранее ввели многочисленные санкции, в августе сообщила о планах выпустить четыре новых версии собственного ИИ-чипа.

В США компании сейчас переходят на производство микросхем с частотой 2 нанометра. В Китае компания SMIC освоила производство чипов с 7 нм. Россия остается на задворках этого процесса, стремясь к 2030 году наладить выпуск 28-нанометровых микросхем на отечественных заводах.

Из-за санкций западных стран, к которым присоединились Япония, Южная Корея и Тайвань, Россия потеряла возможность напрямую закупать высокопроизводительные графические процессоры (GPU), необходимые для обучения ИИ-моделей, включая новейшие чипы Nvidia. Как показывает проведенный WSJ анализ торговых данных ООН, в 2024 году импорт в Россию GPU и других компьютерных чипов, необходимых для развития ИИ, сократился на 84% по сравнению с довоенным периодом.

Какие-то закупки получается проводить через Китай, но тут есть два отрицательных фактора. Во-первых, значительные издержки и отсутствие масштаба. Главная проблема — GPU нужны в больших количествах, которые в обход приобрести невозможно, отмечает Подорожный. Во-вторых, – растущая зависимость от Китая в этой области (что, впрочем, соответствует общей ситуации, в которой российская экономика становится фактически вассалом китайской, получая через нее крохи с глобального технологического стола).

Согласно анализу WSJ, если в 2021 году из Китая и Гонконга в Россию поступало около 22% графических процессоров и других передовых компонентов, то в 2024-м – 92%.

Подорожный, который поддерживает связь с российскими специалистами в области ИИ, отмечает:

В России наблюдается острая нехватка графических процессоров, а имеющихся запасов не хватает даже на текущие нужды.

Топ-менеджер московской ИИ-компании подтверждает это. Современные GPU, по его словам, можно достать только через посредников.

Между тем, Владимир Путин заявляет от необходимости быть мировым лидером в развитии искусственного интеллекта, но сделать это необходимо на базе собственных разработок. «Критическую зависимость от чужих систем мы не можем допустить, – сказал он в ноябре на конференции «Путешествие в мир искусственного интеллекта». – Для России это вопрос государственного, технологического и ценностного суверенитета... Весь спектр таких моделей должен проходить обучение и полностью контролироваться российскими специалистами, причем на всех этапах, включая проверку конечного продукта».

Заместитель председателя правления «Сбера» Александр Ведяхин считает, что эта задача выполнима. России удалось войти в семерку государств с «собственным ИИ», заявил он в интервью Reuters, добавив, что для использования в чувствительных сферах – госуслугах, здравоохранении и образовании – у страны должно быть минимум две-три оригинальные модели, а не «переобученные» иностранные решения.

ИИ-модели от «Сбера» Ведяхин оценил гораздо выше, чем пользователи на LM Arena, заявив, что GigaChat 2 MAX сопоставима с ChatGPT 4, а новая версия GigaChat Ultra Preview находится на уровне ChatGPT 5.

Его начальник Герман Греф в июле высказывал более пессимистичную точку зрения, по крайне мере в масштабах всей российской экономики: «Ну какой искусственный интеллект? Подавляющее большинство наших отраслей от искусственного интеллекта на абсолютно недосягаемом расстоянии находятся. Миллионы световых лет».

Вызванный войной массовый отъезд из России IT-специалистов не позволит ей достичь значимых результатов, сказала WSJ Анна Федосова. Ранее она работала в российском технологическом секторе, а затем стала в Праге соучредителем стартапа Copilotim, который использует ИИ для автоматизации административных и комплаенс-процессов в сфере управления персоналом. По оценке Федосовой, порядка 70-80% наиболее талантливых ИИ-специалистов покинули страну:

Сейчас в России очень сложно нанять высококлассного инженера в сфере ИИ. Это затрудняет достижение прорывов в области ИИ в стране. Без сомнения, это большая потеря для страны.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку