Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Европе нужно будет гораздо меньше российских нефти и газа

Переход к зеленой экономике радикально изменит внешнюю политику ЕС

Фото: redcharlie / unsplash

Стремление сделать Европу первой в мире климатически нейтральной частью света — не просто революция, меняющая потребительские, энергетические и туристические привычки людей. Оно влечет за собой новые правила внешней политики и дипломатических отношений, которым будут следовать политики Европейского союза в будущем.

В докладе аналитического центра Bruegel и Европейского совета по международным отношениям дается всесторонний обзор внешнеполитических последствий «Зеленого курса» ЕС. Доклад анализирует перспективы развития отношений блока с ближайшими соседями и международными торговыми партнерами, а также угрозу обострения этих отношений, вызванную действиями ЕС по декарбонизации.

Европейская климатическая дипломатия — это не только переговоры на таких международных форумах, как климатические саммиты ООН. Экологическая повестка будет определять внешнюю политику ЕС в течение десятилетий, так как в борьбе с изменением климата блок поставил долгосрочные цели. Они включают достижение нулевого уровня нетто-выбросов углекислого газа к 2050 г., переход на возобновляемые источники энергии и введение трансграничного углеродного налога на импорт в ЕС.

Одним из самых значительных изменений станет существенное сокращение импорта ископаемого топлива в Европу. По оценкам Брюсселя, только в период с 2015 по 2030 г. импорт угля в ЕС сократится на три четверти, нефти — на четверть и газа — на 20%. Последствия наиболее остро почувствуют экспортеры нефти и газа, в первую очередь Россия, энергетическая зависимость Европы от которой наиболее высока.

Основное сокращение экспорта углеводородов из России в Европу произойдет после 2030 г., когда переход ЕС к возобновляемым источникам энергии ускорится, утверждают эксперты Bruegel. Но если энергетическая зависимость ЕС от России ослабнет, он, вероятно, все равно будет зависеть от импорта — теперь уже из Северной Африки и некоторых стран Ближнего Востока. Такие поставки будут включать в себя сырье, водородную, солнечную и ветряную энергию. «Это может создать новые угрозы энергетической безопасности, которые необходимо будет смягчать с помощью правильной диверсификации», — считают авторы доклада.

Наиболее сложный дипломатический инструмент, который является частью зеленого курса и больше всего затронет торговых партнеров ЕС, — это трансграничный углеродный налог (или сбор). Официальным лицам ЕС пришлось провести сложную работу по подготовке проекта предложения, которое призвано ограничить выбросы углерода в других странах и побудить их к проведению декарбонизации темпами, сравнимыми с ЕС. Проект должен быть представлен этим летом.

Предложение по введению углеродного налога вызывает пристальное внимание во многих странах. Брюссель настаивает, что этот инструмент будет полностью соответствовать правилам Всемирной торговой организации и ограничит принятие ответных мер, которые могут навредить европейскому экспорту. Однако риски возникновения дипломатической напряженности высоки, особенно в отношениях с небольшими и менее развитыми соседними странами, чей экспорт цемента и стали может серьезно пострадать после введения углеродного налога.

«Даже если проект введения углеродного налога и не вызовет формальных возражений, торговые партнеры могут все равно воспринимать его как чрезмерный; тогда они будут угрожать ответными мерами или принимать их», — говорится в докладе.

Чтобы ограничить потенциальную негативную реакцию на введение трансграничного углеродного налога, авторы рекомендуют Брюсселю действовать совместно с администрацией Джо Байдена, которая склонна к поддержке таких мер. Они считают, что ЕС и США должны создать «климатический клуб, члены которого будут придерживаться общей политики трансграничных углеродных налогов». В перспективе третьим членом клуба может стать и Китай.

Перевел Виктор Давыдов

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку