Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Более 30 банков Европы создают конкурента платежным системам США

Панъевропейский механизм должен «бросить вызов PayPal, Mastercard, Visa, Google и Apple»

Фото: Jeff Chiu / AP / ТАСС

Крупнейшие банки и процессинговые компании Европы объединились, чтобы разрушить «олигополию» американских платежных систем и создать им регионального конкурента.

Расположенная в Брюсселе Европейская платежная инициатива (European Payment Initiative — EPI) должна до сентября разработать проект панъевропейского платежного сервиса, который можно было бы использовать для платежей в интернете и в магазинах, для перевода денег между физлицами и снятия наличных в банкоматах. Через банки, участвующие в этом проекте, сейчас проходит более половины всех платежей в Европе. В их числе Deutsche Bank, BNP Paribas, ING, UniCredit, Santander.

Инициативу поддерживают Европейская комиссия и финансовые регуляторы еврозоны.

«Идея в том, чтобы создать европейского платежного чемпиона, способного бросить вызов PayPal, Mastercard, Visa, Google и Apple», — заявил Йоахим Шмальцль, возглавивший EPI. Он также входит в совет директоров Ассоциации сберегательных банков Германии, крупнейшей организации розничных банков страны, всячески поддерживающей проект, который, по словам Шмальцля, получил от участников 30 млн евро ($36 млн). Сейчас над ним работает 40 специалистов в области платежей. Бренд для новой платежной системы пока не придуман.

Первые работающие приложения — система мгновенных платежей между потребителями — могут быть запущены в начале 2022 г., а во втором полугодии должен появиться более широкий набор инструментов, сказал Шмальцль.

Член совета управляющих Бундесбанка Буркхард Бальц говорит, что центральный банк Германии поддержал EPI, которая «укрепит стратегическую автономию платежного рынка ЕС, стимулирует конкуренцию и таким образом улучшит выбор для потребителей». Инициативу приветствовал и Европейский центральный банк.

Карточные платежи в Европе обрабатывают прежде всего американские компании: около 80% платежей проходит через Mastercard и Visa, по данным ассоциации европейских ритейлеров EuroCommerce. Их доминирующая позиция на рынке может ухудшать положение потребителей и магазинов, заявляет Шмальцль, указывая на относительно высокие комиссионные, а также вопрос защиты данных. «Мы хотим предложить альтернативу этой олигополии и дать торговцам и покупателям в Европе реальный выбор», — сказал он.

Европейская платежная система нужна, чтобы «сохранить независимость», сказал представитель Deutsche Bank, который участвует в инициативе, чтобы «поддержать совместные усилия европейских финансовых институтов».

Однако у европейцев уже есть печальный опыт попыток бросить вызов превосходству американских платежных систем. Monnet Project, который в 2011 г. поддержали 24 европейских банка, потерпел неудачу из-за неспособности разработать жизнеспособную бизнес-модель и отсутствия политической поддержки.

Барьеры для выхода на этот рынок высоки, потому что платежные системы привлекательны для торговцев, только если ими пользуется много покупателей, — и наоборот. «Преодоление этой проблемы курицы и яйца — главное препятствие», — говорит Маркус Мозен, платежный консультант и бывший генеральный директор немецкой платежной компании Concardis. В ряде стран есть успешные платежные сервисы, занимающие определенные ниши. Например, немецкий Girocard и французский Carte Bancaire обеспечивают дешевый доступ к наличным и платежи в магазинах, а в Нидерландах есть система платежей в электронной торговле iDEAL.

Оператор СБП начал работу над программами лояльности с ритейлерами

Но «национальные решения нельзя масштабировать на трансграничные операции в Европе», говорит Шмальцль. Идея EPI заключается в том, чтобы согласовать друг с другом лучшие национальные сервисы и затем развернуть их по всему Старому Свету: «Никто [в Европе] не способен самостоятельно конкурировать с американскими гигантами, работающими с кредитными картами. Это будет возможно, только если мы объединимся».

Команда EPI начала работать девять месяцев назад. Осенью, ознакомившись с проектом платежной системы, поддержавшие инициативу банки должны будут решить, воплощать ли эту идею в жизнь. В этом случае потребуется существенное дополнительное финансирование. «Нужны будут инвестиции в размере нескольких миллиардов евро, — сказал Шмальцль. — Вместе мы сможем собрать необходимые ресурсы».

Перевел Михаил Оверченко

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку