Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Европейские банки намерены сократить командировки вдвое

Это сильно ударит по бизнесу авиакомпаний и индустрии гостеприимства

Фото: Gerhard G. / pixabay.com

Удаленные способы работы, вошедшие в практику в период пандемии, становятся нормой. И когда коронакризис пройдет, некоторые крупнейшие банки Европы планируют на постоянной основе значительно сократить деловые поездки по сравнению с докризисными временами.

Руководители банков намерены таким образом уменьшить расходы и вредные выбросы, связанные с деятельностью их организаций. Однако реализация их планов ударит по бизнесу авиакомпаний и отелей, прибыль которых сильно зависит от работы с командированными и которые надеются на быстрое восстановление активности после снятия ограничений, введенных из-за пандемии.

Ноэл Куинн, генеральный директор крупнейшего британского банка HSBC, сказал Financial Times, что планирует сократить собственные командировки после пандемии примерно вдвое. Поездок в региональные офисы транснационального банка будет меньше, но они станут дольше, таким образом можно будет уменьшить число перелетов, пояснил Куинн.

Нидерландский ABN Amro и британский Lloyds Banking Group стали первыми крупными банками, установившими официальные цели по снижению вредных выбросов. Lloyds пообещал «сохранить тенденцию», сформировавшуюся во время пандемии, и удерживать выбросы углекислого газа от командировок своих сотрудников на уровне менее 50% от показателя 2019 г.

ABN Amro намерен в ближайшие пять лет вдвое сократить авиаперелеты по сравнению с 2017 г. Частично это будет реализовано за счет отказа от авиаперелетов между европейскими офисами; теперь банкиры будут добираться до них на поезде.

Такая политика может нанести сильный удар по авиакомпаниям и индустрии гостеприимства. Билеты в бизнес-класс — один из главных источников прибыли для некоторых авиакомпаний, значительный доход от предоставления услуг бизнес-путешественникам, включая организацию поездок и проведение мероприятий, получают отели, конференц-центры, бары и рестораны.

По данным PwC, на некоторых международных рейсах корпоративные поездки могут приносить до 75% выручки авиаперевозчиков.

Планы банкиров входят в противоречие с прогнозами руководителей некоторых авиакомпаний, например генерального директора Ryanair Майкла О’Лири, который в конце апреля заявил, что сектор бизнес-путешествий в полной мере оправится от кризиса.

Банкам, бизнес которых сосредоточен в одной стране, таким как Lloyds, будет достаточно легко уменьшить число поездок, хотя в результате количество очных встреч с бизнес-клиентами и иностранными инвесторами все равно сократится. Однако отказаться от командировок планируют и международные банки.

Топ-менеджер одного из них, ведущего деятельность в нескольких странах, сказал, что его банк еще не установил официальной цели, но думает ограничить поездки «до половины от допандемического уровня».

Энди Холфорд, финансовый директор Standard Chartered — банка со штаб-квартирой в Лондоне, но работающего в основном в развивающихся странах, настроен не столь решительно, как некоторые из конкурентов. Но и он ждет, что командировочная активность его коллег будет теперь примерно на треть ниже. «Встречи с инвесторами, роудшоу по всему миру — думаю, их станет меньше. Многим инвесторам достаточно той информации, что они могут получить по видеосвязи. Но собрания с персоналом, важные встречи менеджеров — это нужно продолжать: корпоративная культура того стоит», — говорит он.

Инвестбанк Goldman Sachs сообщил во вторник своим сотрудникам, что в США они должны быть готовы вернуться в офисы к 14 июня, а в Великобритании — к 21 июня. Об этом сообщили Bloomberg и Financial Times со ссылкой на документ, подписанный тремя топ-менеджерами банка, включая генерального директора Дэвида Соломона. В других регионах, где были достигнуты большие успехи в борьбе с пандемией, в частности в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, офисы Goldman Sachs уже практически заполнены.

На прошлой неделе JPMorgan Chase дал сотрудникам в США указание подготовиться к выходу на полноценную офисную работу в начале июня. По данным исследования Accenture, представленным во вторник, 78% топ-менеджеров финансовых компаний предпочли бы видеть сотрудников в офисе от четырех до пяти дней в неделю по окончании пандемии.

Сокращение бизнес-поездок на треть соответствует недавнему прогнозу Джеффри Гоу, гендиректора альянса авиаперевозчиков Star Alliance. Но другие руководители авиакомпаний надеются на менее сильный спад. Virgin Atlantic рассчитывает, что снижение в долгосрочной перспективе составит 20%, сказал в апреле FT гендиректор Шей Вайсс.

Некоторые банкиры говорят, что хотели бы возобновить некоторые виды поездок — для встреч с сотрудниками и важными клиентами, но понимают, что многие командировки, как доказал 2020 год, были излишними.

Думаю, люди больше не видят смысла делать то, что они делали раньше. Например, полететь на самолете ради часовой встречи и тут же вернуться назад. Такие вещи просто исчезнут
– топ-менеджер инвестиционного банка

Переход на удаленное общение также помогает банкам легко сократить расходы. Так, HSBC сэкономил в 2020 г. на поездках $300 млн по сравнению с предыдущим годом. Это также помогло ему сократить связанные с ними выбросы CO2 примерно на 73 000 т. Хотя основной «вклад» в изменение климата банки вносят, кредитуя загрязняющие природу отрасли, на связанные с командировками выбросы приходится значительная часть их углеродного следа.

По подсчетам FT, сокращение командировок в четырех крупнейших британских банках на 50% по сравнению с 2019 г. позволит уменьшить выбросы CO2 на 120 000 т в год.

Активность корпоративных клиентов в I квартале в России была ниже на 25%, чем в аналогичные доковидные периоды, сообщил в конце апреля сервис «Туту командировки». Процесс восстановления рынка командировок, по оценке его аналитиков, может занять несколько лет. При этом явной тенденции к экономии на авиабилетах со стороны своих клиентов (данные по нескольким тысячам человек) в «Туту командировках» не наблюдают. По сравнению с I кварталом 2020 г. доля бронирований авиабилетов в бизнес-класс даже немного увеличилась — с 0,4% до 0,6%. На железной дороге доля поездок в мягких вагонах, купе и люксовых вагонах уменьшилась с 37% до 32%. Средний чек по авиа- и железнодорожным билетам у бизнес-путешественников не сократился, а даже подрос на 6%.

Перевел Михаил Оверченко

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку