Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Daimler и Volvo вместе переведут грузовики на водородное топливо

Оно начнет быстро заменять дизель во второй половине 2020-х годов

Фото: daimler-truck.com

Ситуация с развитием грузового автотранспорта, способного преодолевать длинные расстояния, используя водородное топливо, достигнет переломного момента к концу этого десятилетия. Так считают руководители двух крупнейших мировых производителей грузовиков.

Хотя в ближайшие 3–4 года доминировать в продажах все еще будут грузовики на дизеле, водород в качестве топлива начнет быстро распространяться в 2027–2030 гг., после чего продажи работающих на нем машин «резко пойдут вверх», сказал Financial Times Мартин Даум, председатель совета директоров мирового лидера — Daimler Truck.

А Мартин Лундстедт, генеральный директор Volvo Group, которая только что создала совместное «водородное» предприятие с Daimler, считает: после того как оно начнет в 2025 г. выпускать топливные элементы, темпы производства «начнут расти гораздо стремительнее» к концу десятилетия. По планам Volvo, к 2030 г. половину ее продаж в Европе будут составлять грузовики, работающие на аккумуляторах или водородных топливных элементах.

Обе компании поставили цель сократить выбросы до нуля к 2040 г.

Cellcentric, совместное предприятие немецкого и шведского производителей, начнет выпуск топливных элементов в 2025 г. Обе автокомпании будут использовать электрические аккумуляторы для небольших грузовиков, а также для более крупных, но базирующихся в одном месте, так, чтобы их можно было заряжать в течение ночи.

Однако водород считается необходимым топливом для тяжелых грузовиков, которые колесят по Европе, США и другим регионам мира, перевозя товары на дальние расстояния, и которым важно, чтобы время на заправку было минимальным. Чтобы «поднять в гору 40 т, нужно огромное количество энергии», поэтому после дизеля, наиболее эффективного топлива для выполнения таких задач, лучшим вариантом является водород, говорит Даум. Он также прогнозирует, что в конечном итоге половина продаваемых грузовиков будет работать на аккумуляторах, а половина — на водороде.

«Топливные элементы и водород будут играть суперважную роль», — вторит ему Лундстедт.

Как декарбонизация меняет облик автомобилестроения

Оба руководителя призывают правительства вводить стимулы для транспортных компаний, которые помогали бы им переходить на более чистые грузовики, а также способствовать созданию необходимой заправочной инфраструктуры. К 2025 г. в Европе потребуется около 300 высокоэффективных станций заправки водородом, а к 2030 г. — 1000, заявили Daimler и Volvo.

О необходимости строить инфраструктуру одновременно с грузовиками Лундстедт высказался так: «Можно на это смотреть как на вопрос о первичности курицы или яйца. Но мы уже сказали, что будем этим заниматься. Так что мы поставим курицу. Кто-то другой должен поставить яйца».

Даум признал, что грузовики на электричестве и водороде «по крайней мере в ближайшие 15 лет» будут оставаться дороже дизельных, однако отметил: за период эксплуатации грузовика на топливо обычно тратится в 3–4 раза больше, чем на саму машину. По его мнению, правительства могли бы помочь тем, кто начнет быстрее переходить на чистый транспорт и фактически будет вынужден «платить штраф» в виде более высоких цен, предоставляя им поддержку в рамках проводимого Евросоюзом «Зеленого курса» или с помощью иных мер. Но к переломному моменту в 2027 г., считает Даум, наилучшим стимулом будет правильная цена за выбросы углекислого газа, потому что в противном случае субсидии придется давать слишком многим владельцам грузовиков.

Лундстедт также подчеркнул, что стремление Daimler и Volvo переводить свои грузовики на чистую энергию играет важную роль в усилиях по развитию индустрии производства зеленого водорода. Если сейчас в процессе используется природный газ, то зеленый водород должен производиться с использованием энергии из возобновляемых источников. В этом смысле совместное предприятие Daimler и Volvo — это четкий ориентир для отраслей тяжелой промышленности, таких как черная металлургия или судоходство, заявил Лундстедт.

Перевел Михаил Оверченко

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку