Индекс транспортных компаний США в этом году сильно обогнал другие фондовые индексы, что аналитики рассматривают как свидетельство мощного восстановления американской экономики.
Индекс Dow Jones Transportation Average (DJTA) с февраля начал ускоренно расти и к 10 мая поднялся уже на 27,4%. Индекс промышленных компаний Dow Jones Industrial Average (DJIA) показал вдвое меньшие темпы роста (13,5%). Зимой инвесторы начали перекладываться из акций технологических компаний, которые сильно поднялись в 2020 г. благодаря карантину и переходу на удаленное общение, в бумаги более традиционных компаний, выигрывающих от циклического восстановления экономики. Индексы DJTA и DJIA, которые в основном состоят как раз из последних, обогнали и индекс широкого рынка S&P 500 (+11,5% с начала года), и технологический NASDAQ Composite (+4%).
Индекс европейских акций Stoxx Europe 600 показал схожую динамику с американским рынком, но тоже сильно отстал от транспортных компаний США, прибавив 11,6%.
Экономика США открывается благодаря вакцинации, люди возвращаются на работу и все чаще отправляются в поездки, возобновляют работу закрытые прежде на карантин компании. Все это стимулирует рост активности в таких секторах, как грузовые и авиационные перевозки, железнодорожное сообщение, доставка посылок. Индекс DJTA, в который входят бумаги как раз таких компаний, вырос в мае до исторического максимума, поднявшись на 135% с кризисного дна в марте 2020 г.
Сильный рост спроса на услуги перевозчиков привел к нехватке мощностей и повышению цен, что увеличивает рентабельность транспортных компаний. «Сейчас хорошее время для перевозки вещей. Спроса много, а предложения недостаточно, — говорит Джейми Кокс, управляющий партнер Harris Financial Group. — У нас отложенный спрос, который копился целый год. Люди хотят получать товары — и прямо сейчас».
Согласно одному из положений теории Доу, изложенной в статьях создателя The Wall Street Journal и Dow Jones Чарльза Доу и оформленной его последователями, одновременный подъем промышленного и транспортного индексов Dow Jones необходим для подтверждения того, что ситуация в экономике обеспечивает благоприятные экономические и финансовые условия для компаний. Индекс Dow Jones Transportation Average, в который сейчас входят акции 20 американских транспортных и логистических компаний, — старейший фондовый индекс, рассчитывается с 1884 г.; Dow Jones Industrial Average рассчитывается с 1896 г.
Рыночная капитализация компаний JB Hunt, Landstar и Ryder, занимающихся грузоперевозками, выросла с начала года примерно на треть. Сильно подорожали акции железнодорожных компаний, чему способствует борьба между двумя канадскими операторами, Canadian National и Canadian Pacific, за американскую Kansas City Southern. Они предлагают за Kansas City около $30 млрд, и сделка может стать крупнейшим слиянием года, а также крупнейшей в железнодорожном секторе Северной Америки с 1999 г. Kansas City подорожала с начала года в 1,5 раза.
Акции логистических компаний UPS и FedEx поднялись за тот же период на 28% и 21% соответственно: потребители массово перешли на онлайн-шопинг, обеспечив бум в секторе доставки посылок.
Лучший результат среди бумаг DJTA показала в этом году компания по прокату автомобилей Avis, чьи акции выросли более чем вдвое (а с мая прошлого года — почти на 550%) благодаря постепенному увеличению числа поездок. Хотя растущий спрос стимулирует повышение цен, Avis и другие компании сектора ждет непростое время: во время пандемии они распродавали машины, чтобы сократить расходы, и теперь им нужно пополнять свои парки. Однако производство новых автомобилей задерживается из-за глобальной нехватки чипов, а оптовые цены на подержанные автомобили выросли на 52% в годовом исчислении, по данным организатора оптовых автоаукционов Manheim.
Авиакомпании в дальнейшем тоже могут затормозить рост индекса DJTA, полагает Кокс. Хотя на рынке авиаперевозок и ожидается бум, часть поездок пассажиры будут оплачивать с помощью ваучеров, полученных за отмененные в 2020 г. рейсы.
Пассажирские авиаперевозки в США достигли самого высокого уровня с марта 2020 г. По данным Управления транспортной безопасности, в воскресенье предполетную проверку в аэропортах прошли 1,71 млн пассажиров. Это примерно на 4500 человек больше предыдущего рекорда, установленного в пятницу. Однако до восстановления допандемического уровня еще далеко: воскресный показатель на 29% ниже, чем в тот же день два года назад.
Перевел Михаил Оверченко