Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Летайте частными самолетами! Но где их взять?

Из-за пандемии спрос в бизнес-авиации достиг рекордного уровня

Самолет Embraer EMB-550 компании Flexjets.
Самолет Embraer EMB-550 компании Flexjets. Alec Wilson / flickr (CC BY-SA 2.0)

Из-за сохраняющихся ограничений на передвижения по миру регулярные рейсы авиакомпаний остаются… слишком нерегулярными. Это заставляет многих состоятельных людей пересаживаться на частные самолеты. Точнее, пытаться пересаживаться: из-за рекордного спроса бизнес-джетов катастрофически не хватает.

В этом году частные самолеты совершили более 4,2 млн рейсов, по данным провайдера данных WingX, причем рекордное количество перелетов фиксировалось в каждый из последних шести месяцев. В первую неделю ноября число рейсов превышало аналогичный показатель 2020 г. на 54%, а 2019 г. – на 16%.

Одна из причина бума – рост доходов состоятельных людей, особенно в США, говорят участники отрасли.

Компания FlexJet предлагает клиентам долевое владение частными самолетами, но из-за невероятно высокого спроса она перестала брать новых участников по базовой программе Jet Card. Гендиректор FlexJet «последние девять месяцев фактически провел в попытках купить самолеты», говорит управляющий директор по Европе Марин Юджин. NetJets, которая также предлагает долевое владение и принадлежит Berkshire Hathaway Уоррена Баффетта, тоже приостановила прием новых клиентов; компания инвестирует $2,5 млрд в покупку 100 новых самолетов и недавно сообщила о самом высоком спросе на свои услуги за всю 60-летнюю историю.

По оценке Jefferies, количество частных самолетов на вторичном рынке находится на исторически низком уровне: в октябре на продажу было выставлено лишь 861 судно, что вполовину меньше, чем год назад. Но, несмотря на нехватку предложения, продажи подержанных самолетов растут: в январе-сентябре они увеличились почти на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., по данным консалтинговой компании Ascend by Cirium.

«Впервые за очень долгое время появились отчаявшиеся покупатели. Люди платят больше цены предложения, и нехватка [самолетов] такая, какой раньше никогда не наблюдалось», – говорит Анна Копински, аналитик консалтинговой компании mba Aviation.

Super Legacy, которая занимается модификацией подержанных самолетов, не может найти для них достаточно компонентов. «Проблема в том, что спрос сейчас просто невероятный, и мы не можем раздобыть достаточно корпусов самолетов, чтобы модифицировать их так быстро, как хотели бы», – говорит управляющий директор Стивен Уильямс.

Бум происходит несмотря на растущую обеспокоенность в мире негативными последствиями эксплуатации самолетов для окружающей среды: выбросы углекислого газа у частного самолета до 20 раз больше в пересчете на пассажиро-милю, чему у коммерческого авиалайнера, по данным FlyVictor.

По словам Дэниела Холла, старшего консультанта Ascend, высокий спрос наблюдается даже на старые самолеты, несмотря на то что их ремонт и эксплуатация обходятся дороже. А для большинства новых самолетов срок ожидания их получения приближается к двум годам, говорит он. Спрос выше, чем до пандемии, подтверждает Бенуа Дефорж, президент Airbus Corporate Jets, подразделения Airbus по выпуску бизнес-джетов. По его словам, сейчас получить самолет ACJ220 возможно только в начале 2024 г.

Некоторые участники отрасли предупреждают: она известна своей цикличностью, поэтому бум может через некоторое время пойти на спад. «Использование бизнес-авиации четко связано с оценками благосостояния и ситуации в экономике. И если кого-то в нашей отрасли это не беспокоит, не знаю, где они находились в последние несколько десятилетий», – говорит Юджин из FlexJet.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку