Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Почему Владимир Путин приехал на открытие ГЭС-2

Бывшая электростанция в центре Москвы, перестроенная на частные деньги по проекту Ренцо Пьяно, обещает стать одним из самых крутых центров современного искусства в мире

Вид на ГЭС-2, набережную Москвы-реки и скульптуру Урса Фишера Максим Мишин / mos.ru

«Здесь, где ни встань, везде идеально», — отвечает знакомый фотограф на вопрос, с какой стороны надо снимать ГЭС-2, чтобы получился максимально эффектный кадр. Уже внешний вид ГЭС-2 заявляет, что это самый амбициозный частный проект в сфере культуры последних лет. Внутри все еще более впечатляюще. 

Итальянское влияние

«Дом культуры ГЭС-2» — так его называют создатели, российский миллиардер Леонид Михельсон и итальянский искусствовед Тереза Мавика, – стал знаменитым задолго до открытия. Мавика была куратором нескольких крупных выставок, которые финансировал Михельсон. В 2014 г. она обратила внимание бизнесмена на электростанцию в центре Москвы, построенную на Болотной площади в 1907 г. по проекту Василия Башкирова и Михаила Поливанова. Михельсон давно искал помещение для культурного центра в России, и здание отслужившей своё электростанции показалась Мавике идеальным решением (на ум сразу же приходит Tate Modern, который также занял помещение бывшей электростанции и стал одним из самых популярных музеев Лондона).

Реконструировать ГЭС-2 пригласили знаменитого архитектора Ренцо Пьяно, автора Центра Помпиду в Париже – и он быстро согласился, пораженный масштабом задачи. Архитектор впервые вживую увидел ГЭС-2 в феврале 2015 г. — и тут же предложил Михельсону приобрести соседние строения, чтобы создать вокруг полноценный кластер. Сейчас «Дом культуры ГЭС-2» занимает площадь в два гектара, здесь появились березовая роща и резиденции для художников.

Цена вопроса

Структуры Леонида Михельсона приобрели ГЭС-2 и соседние здания в 2015 г., их покупка обошлась в 2,78 млрд руб.,  будет вложено 8 млрд руб., рассказывала Мавика в интервью «Ведомостям» в 2019 г. Итоговую сумму инвестиций в проект площадью 36000 кв. м ни Мавика, ни Михельсон не называют. В России не было музейных проектов, сопоставимых по масштабу, за исключением реконструкции арки Главного штаба Эрмитажа (площадь – 60500 кв м). Она шла с 2008 по 2013 гг. и стоила по официальным данным 13,5 млрд руб. Неофициально называлась цифра в 15 млрд.

Интерьер ГЭС-2 Александр Авилов / Агентство «Москва»
Интерьер ГЭС-2 Александр Авилов / Агентство «Москва»

Первым гостем стал Путин 

Сроки сдачи проекта несколько раз переносились. Частично из-за пандемии, частично — потому что объём работ оказался намного больше того, что предполагалось. Во-первых, Пьяно старался сохранить все, что возможно — это всегда сложнее и дольше, чем строить с нуля. Во-вторых, многие инженерные решения уникальны. Например, визитная карточка нового центра — синие трубы, которые поставляют в помещение воздух. 

В 2017 г. в строящемся здании провели первое публичное мероприятие — фестиваль звука. В 2020 г. ещё неоткрытый Дом культуры стал партнером Фонда культуры Chanel — встав в один ряд с такими грандами, как Центр Помпиду, Национальная портретная галерея в Лондоне и Музей андеграундной культуры в Лос-Анджелесе.

В августе этого года про ГЭС-2 узнали даже те, кто совсем не интересуется современным искусством. Перед входом в будущий Дом культуры установили скульптуру Урса Фишера в виде увеличенного в сотни раз куска глины. Части общественности в скульптуре мерещилась вовсе не глина и споры о том, уместно ли ставить в центре города «это», потребовали вмешательства мэра города. Сергей Собянин поставил точку в дискуссии, назвав скульптуру «уникальным обьектом мирового уровня».

Наконец, за три дня до официального открытия ГЭС-2 посетил президент страны Владимир Путин. В сопровождении Михельсона, Мавики и Собянина он осмотрел пространство, пошутил про его винно-водочное прошлое (в одном из зданий до революции выпускалась водка «Смирнов») и даже сыграл пару аккордов на местном рояле. Учитывая, что визит Путина в Третьяковскую галерею на выставку Валентина Серова привёл к тому, что желающие попасть туда в буквальном смысле выломали двери, за ближайший интерес публики к ГЭС-2 можно не беспокоиться. 

Леонид Михельсон и Владимир Путин kremlin.ru
Леонид Михельсон и Владимир Путин kremlin.ru

Больше, чем музей

Дом культуры ГЭС-2 включает выставочные пространства, библиотеку, кинозал, студии для художников и представителей других творческих профессий, прогулочные зоны. По замыслу создателей, центр должен стать полноценным участником городской жизни. ГЭС-2 — принципиально не музей, напоминаю я Терезе Мавике её собственное определение, данное пару лет назад в интервью. «ГЭС-2 — не «принципиально не музей», а больше, чем музей», — уточняет Мавика. 

Директор ГЭС-2 Тереза Мавика Владимир Гордо / ТАСС
Директор ГЭС-2 Тереза Мавика Владимир Гордо / ТАСС

Это означает, что здесь хотят создать пространство, где москвичи и гости города могут жить, работать, встречаться, влюбляться, общаться.

Видеть себя частью города хотят многие, но как этого добиться?

В первую очередь за счёт архитектуры, объясняет итальянка. Здание (точнее, вся территория) ГЭС-2 вписано в городской ландшафт — пока команда Михельсона занималась своими владениями, город привёл в порядок Патриарший мост и остров Балчуг (Мавика отдельно оговаривается, что благодарна мэрии и лично Собянину за все сделанное).

«У города появилась пьяцца», — радуется Мавика. Прекрасно говорящая по-русски Тереза не случайно употребляет именно это итальянское слово — оно более точно передаёт настроение. Пьяцца — место, где есть общение, веселье, где поют и пьют кофе и вино. Кстати, на территории ГЭС-2 будет четыре точки питания – от буфета до серьезного ресторана, бренд-шефом которых стал Эмануэле Поллини, прославившийся работой в московском ресторане OVO.

Слишком хорошо

На первый взгляд Мавике и Михельсону вполне удалась их задумка. Идеи реализованы отлично со всех точек зрения: инженерия выше всех похвал (нигде нет обычных спутников масштабного строительства, вроде наспех законченной отделки или стыков, на которые лучше не смотреть), атмосфера не по-московски свободная и дружелюбная настолько, что из здания не хочется уходить. Культурная программа начинается не пафосными именами, а, скорее всего, мало знакомым обычному посетителю Рагнаром Кьяртанссоном.

Наша задача не развлекать, а вовлекать, - поясняет Мавика.

Задача благородная, но готова ли публика к такому? Не окажется ли ГЭС-2 «прекрасной Россией будущего», с которой у России настоящего мало общего?

Мавика оптимист. Принуждать к сложному искусству здесь никого не будут — выставочные залы неслучайно расположены на нижних этажах, при желании, посетить ГЭС-2 можно и без встречи с непонятным прекрасным. Готовятся терпеливо объяснять и рассказывать. Для этого уже расписана большая образовательная программа, которую Мавика называет адаптированной к слушателям с любой подготовкой.

Есть ещё тонкий момент деления на своих и чужих, которым грешат многие институции. Во-первых, чтобы случайно зашедшие не чувствовали себя изгоями, опять обратились к архитектуре. На входе нет касс или рамок металлоискателей, посетители просто попадают в холл. Предполагается, что психологически так проще почувствовать себя своим в незнакомых стенах.

Но, конечно, никакая архитектура не спасёт, если хозяева открывают двери не для гостей, а для самолюбия. ГЭС-2 пока выглядит искренне. Осталось дождаться, как на это отреагируют посетители. 

читать еще