В результате запуска в Москве новой маршрутной сети «Магистраль», ставившей целью загрузить новые виды транспорта — МЦК, МЦД и БКЛ — число маршрутов автобусов, останавливающихся на каждой остановке снизилось примерно на 50%, а среднее время ожидания автобуса выросло с 5-7 минут до 15-20, показало исследование Vpost и The Moscow Times.
По «быстрым» магистральным маршрутам, во многом дублирующим линии метро, полупустые автобусы следуют одним за другим, тогда как внутри районов большинство маршрутов оказались замкнуты на станциях МЦК и МЦД и БКЛ метро, и теперь, чтобы проехать по нужному маршруту, горожанам приходится делать по две-три пересадки.
Пассажиры просят остановить реформу, а водители называют ее непродуманной. В департаменте транспорта говорят, что будут корректировать схему маршрутов по отзывам москвичей.
Зачем была нужна «Магистраль»
С 20 ноября в Центральном и Южном административном округах Москвы была введена новая маршрутная сеть «Магистраль». Как сообщил центр «Московский транспорт» после изменения 200 маршрутов, в том числе введения 38 «быстрых» маршрутов, время в пути для местных жителей должно сократиться на 30-40%.
Представители Департамента транспорта Москвы, в структурах которого и разработана «Магистраль», называли целью реформы отмену дублирующихся маршрутов и создание длинных магистральных маршрутов с сокращенными интервалами не более 10 минут на самых востребованных направлениях (в их названиях есть буква «М» или «Е»). На них поставили автобусы большой вместимости. А на районных (без букв перед номером) с интервалами до 20 минут и социальных маршрутах (с буквой «С» в названии и интервалами до 40 минут) внутри одного или соседних районов работают небольшие автобусы.
«Верните все как было»: почему горожанам не понравилась «Магистраль»
Москвичи массово жалуются на путаницу, возникшую из-за переименований, но еще больше — на исчезновение привычных маршрутов, выросшее время ожидания, переполненные автобусы и необходимость делать по две или три пересадки, чтобы добраться туда, куда раньше доезжали на одном автобусе.
Вот пример от автора петиции на Change.org за возвращение старой маршрутной сети Сергея Гилки. На остановке «7 мкр Орехово-Борисова» раньше останавливались 10 автобусов: т71, 907, 608, 694, 765, 766, 298, 704, т11, т67, на которых можно было доехать до станций метро «Домодедовская», «Орехово», «Шипиловская» и в другие места. Сейчас осталось три маршрута и лишь на одном из них можно доехать до метро — «Домодедовской», причем с интервалом не менее 9 минут в рабочий день.
На остановке «Сумская улица» на Варшавском шоссе взамен пяти маршрутов, на которых можно было доехать до станций разных линий метро, оставили один новый — м95, который ходит от Коктебельской улицы за МКАД до Даниловского рынка и на большей части маршрута дублирует серую ветку метро, говорит житель Чертаново.
Перед главным входом Боткинской больницы останавливалось три автобуса: 82, 84 и 101, два из них шли до Тверской заставы, а 101 — дальше по Тверской. После реформы остался один новый маршрут с484 до Белорусского вокзала, он ходит раз в 15 минут и каждый день в вечерний час пик его берут штурмом, а на Тверскую теперь без пересадок не доберешься, рассказывает местная жительница.
По результатам опросов 73% москвичей заявили, что готовы к пересадкам, если это поможет им быстрее добраться до места, напоминают представители центра «Московский транспорт» в ответ на претензии горожан. «Покажите нам этих москвичей», — возмущенно пишут в ответ участники дискуссии.
«Раньше я до дома добиралась не более чем за 1 час 10 минут, а вчера потратила более 2,5 часов, из которых 45 минут ждала новый маршрут е80, а еще чуть более 1,5 часов ехала на нем 13 городской больницы до Элеваторной улицы. Водитель, плохо зная маршрут чуть не уехал не туда и вернулся на маршрут с подсказкой пассажиров», — вот лишь один из многочисленных отзывов, оставленный в VK под постом «Московского транспорта» о запуске «Магистрали».
В целом, как показали подсчеты Vpost и The Moscow Times на 30 районных остановках в ЦАО и ЮАО, число маршрутов на них после реформы снизилось не менее чем на 50%, а интервал прибытия какого-либо автобуса в час пик в будни увеличился с 5-7 минут до не менее чем 12 минут, а в другое время — с 10 минут не менее чем до 20 минут. Для расчетов использовались данные сервисов «Яндекс.транспорт», «Московский транспорт», 2ГИС, а также личный опыт.
Общее число автобусов и маршрутов в Центральном и Южном округах практически не изменилось, подчеркнули в пресс-службе департамента транспорта. В будние дни там работает 1900 единиц транспорта на более чем 150 маршрутах, количество быстрых магистральных маршрутов увеличилось с 21 до 38. А остановок даже стало больше на 56 штук, говорится в ответе пресс-службы департамента транспорта.
Хотя в целом на линиях работает примерно столько же техники, как и раньше, с остановок исчезла примерно половина автобусов, подтверждают опрошенные Vpost и The Moscow Times водители. Дело в том, объясняют они, что со времен СССР часть маршрутов из соседних районов специально дублировала друг друга на загруженных участках, скажем, на Чертановской улице, чтобы сократить интервалы ожидания и справится с пассажиропотоком, а потом разъезжалась в разные стороны. Теперь же, когда дублирующие участки убрали, получилось, что вместо четырех-пяти автобусов на многих остановках остались один-два маршрута, причем по ним пустили короткие автобусы с интервалами в 8-10 минут, которые не справляются с нагрузкой.
Без разведки на местности: почему не поехала «Магистраль»
От водителей поступает много жалоб: все говорят о непродуманности и даже опасности новых маршрутов, о том, что не успевают укладываться в норму времени из-за чего постоянно возникают конфликты с пассажирами, и о ухудшении условий труда, рассказывает председатель Межрегионального профсоюза работников общественного транспорта Юрий Дашков.
«Ни пассажиры, не водители не одобряют перемены, которые сделали поездки менее быстрыми и удобными, реформу можно считать эффективной только с той точки зрения, что она загрузит новые виды транспорта — МЦК, МЦД и увеличит доходы перевозчиков за счет пересадок», — рассуждает он. Ведь не платят за пересадку только те, у кого карта «Тройка» привязана к личному кабинету на mos.ru.
«В департаменте транспорта говорят, что разработка маршрутов велась с 2016 года, но работы не чувствуется, люди, которые составляли эти маршруты, на место не выезжали, а все рисовали по карте», — уверен водитель одного из автобусных парков, где уже работает «Магистраль».
«На нашем маршруте е80 написано „экспресс“, но по нашим загруженным улицам я еду по выделенке и останавливаюсь за всеми другими автобусами, хоть двери и не открываю, кроме того, нас зачем-то загнали ездить через Таганскую площадь, где очень неудобно проезжать на большом автобусе-гармошке, я трижды вынужден сплошную пересекать, чтобы как-то проскочить», — жалуется один из водителей, пересаженный на новый магистральный маршрут. В результате он в норму времени не укладывается, стоит в пробках, интервалы увеличиваются.
«Мы до последнего ничего не знали об изменении маршрутов, обкатку в один день сделали, причем инструктор сам не знал маршрута, мы с ним ехали по карте», — подтверждает другой водитель из 17 автобусного парка на юге Москвы, где уже введена «Магистраль».
«Раньше маршруты вводились так — приезжали разработчики на место, смотрели опасные участки, выясняли, где какой автобус может безопасно проехать и остановиться, потом все согласовывалось с ГИБДД, потом водитель с инструктором стажировался по маршруту минимум 4 часа, чтобы все обкатать. В этот раз ничего такого не было, мы ни одного раза ни проехали по новому маршруту для обкатки, сразу начали работать кто как мог — по памяти или по навигатору», — рассказывает водитель водитель филиала «Черемушкинский», куда входит 8 троллейбусный и 1 автобусный парки. Он жалуется, что при этом начальство еще и просит водителей присылать по WhatsApp отзывы об опасных участках и всех проблемах на маршруте, предлагать варианты объезда. «То есть, кроме перевозки пассажиров водители, получающие скромную зарплату, еще и должны бесплатно выполнять работу по корректировке маршрутов за специалистов, получающих гораздо больше нас», — рассказывает собеседник Vpost и The Moscow Times.
«На новый маршрут 944, который станет магистральным, выделили не менее четверти всех машин в нашей колонне — 32 автобуса, такого никогда не было, раньше переделом было 12-15 машин на одном маршруте», — недоумевает водитель из «Черемушкинского». «Мы, водители, даже сначала подумали, что это ошибка. И вот что получилось. Машины идут одна за другой с интервалом чуть ли не в минуту, первая собирает людей, следующие идут полупустыми. Зато на других маршрутах парка интервалы увеличились, а четыре маршрута вообще отменили», — рассказывает он.
Чтобы компенсировать нехватку машин, переброшенных на магистральные маршруты, на Юго-Запад едут водители из 8-го автобусного парка в Филях. Из-за того, что оттуда водителю долго добираться до места работы — минимум час в одну сторону — он успевает сделать на районном маршруте не четыре круга, а максимум три, что тоже увеличивает интервал. И при этом и на Юго-Западе и в Филях «Магистраль» еще не введена, там поменялась только часть маршрутов, идущих в центр или на юг Москвы.
Из-за такой непродуманности ухудшились условия работы водителей, а значит и безопасность перевозок, объясняет он. Например, у 944 магистрального маршрута с 32 машинами конечная на площадке, куда могут заехать до 15 машин, а в комнате отдыха только 4 койки для водителей, хотя сейчас там сейчас может собираться до 50 единиц техники и отдых нужен примерно 15 водителям. В итоге женщины-водители предпочитают спать в автобусах, что вообще-то запрещено, а водители в пересменке вынуждены оставлять автобусы на парковочных местах для легковых машин или просто у обочины на аварийке — и там проводить их послерейсовый осмотр. Несколько дней назад в пробке, возникшей при заезде на площадку случилось серьезное ДТП – один из автобусов сдавал назад и сильно ударил стоявший за ним, рассказывает собеседник редакции.
«Когда по всему городу введут «Магистраль», — будет полная неразбериха, — уверен он. Департамент транспорта Москвы собирался постепенно вводить магистраль в других округах столицы в 2022 году.
Что происходит с автобусами в Москве
В последний год, а автобусных парках ощущалась нехватка машин, рассказывают водители. Восполнить недостаток подвижного состава после ликвидации троллейбусов не удалось, автобусы исчезают в неизвестном для водителей направлении либо не проходят техосмотр и не выходят на линию. «В нашем парке многие КАМАЗы, которым меньше года, не могут пройти ТО, а более надежный старые ЛИАЗы — списаны», — рассказывает один из водителей.
Электробусы же очень быстро разряжаются зимой и работают без подзарядки всего 1,5 часа вместо положенных 3-4 часов, и тогда на «спасение» маршрута приходится перебрасывать обычные автобусы.
Не хватает и водителей: во всех автобусных парках Москвы сообщили, что у них есть вакансии. «Огромный кадровый голод, тогда как когда-то очередь из желающих работать стояла. Сейчас, если работать положенные 12 часов в день по схеме двое суток через двое, то получишь всего 50-55 тыс рублей, а для обещанных в рекламе 80-90 тысяч нужно 20 дней подряд выезжать в 7 утра и заезжать в 23.00, плюс еще тратить по полтора часа в день на мойку, заправку, ТО и техосмотр, то есть работать по 15-16 часов в день. Плюс руководство в случае любой проблемы будет валить вину на водителя и лишать его премий, а юридические отделы его не поддержат, так что были случаи увольнения одним днем или через несколько дней.
На увеличенные интервалы движения и повышенную нагрузку на водителей влияет в первую очередь транспортная ситуация в городе и зимние погодные условия, объясняют в пресс-службе департамента транспорта.
Чиновники обещают отреагировать на жалобы жителей. «Мы собираем и анализируем обратную связь от горожан о необходимости дополнительных транспортных связей от мест проживания до школ и дошкольных учреждений, о снижении интервалов, заполняемости автобусов. По итогам данной работы в маршрутную сеть будут внесены соответствующие корректировки, например, на некоторых маршрутах мы уже заменили подвижной состав на автобусы большей вместимости, чтобы как можно больше пассажиров с удобствами могли воспользоваться маршрутами», — говорится в ответе пресс-службы департамента.
В других округах никаких работы по изменению маршрутов сейчас не ведется, добавили в пресс-службе департамента транспорта.