Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Высокие цены на бензин ударили по водителям сервисов такси и доставки

В США многие из них меняют порядок работы или вообще от нее отказываются

Ibrahim Boran / pixels

Рост цен на автомобильное топливо в последний год поставил в трудное положение участников так называемой гиг-экономики. Водители, работающие на платформах, таких как сервисы по вызову такси или доставке еды, вынуждены сами оплачивать дополнительные расходы. В результате многие меняют порядок работы или вообще ее бросают.

Uber и Lyft, две крупнейшие платформы, пытаются помощь водителям, в том числе стимулируя переход на электромобили, но пока это не дает заметного эффекта.

Цены на бензин выросли в США за последний год на 59%. «Похоже, водители ездят меньше. Это, без сомнения, усугубило нехватку водителей, с которой периодически сталкиваются Uber и Lyft», – говорит Мелисса Берри, редактор отраслевого блога The Rideshare Guy.

Приспосабливаясь, водители меняют способы работы, например, не ездят за находящимися далеко пассажирами. «Некоторые работают меньшее количество часов, другие ищут другую работу», – говорит Бет Гриффит, бывший водитель Uber и Lyft, которая сейчас возглавляет Бостонскую гильдию независимых водителей.

Онлайн-опрос, проведенный на этой неделе The Rideshare Guy, показал, что 91% водителей обеспокоен уровнем цен на бензин, а около половины стали ездить меньше. Из-за высоких цен 12% вообще перестали работать.

Оценить численность водителей платформ сложно: многие подписаны на несколько приложений или работают также со службами доставки. Около 1,6 млн американцев участвовали в работе, связанной с приложениями, в 2017 г. (это последние данные, имеющиеся у Бюро трудовой статистики). По некоторым оценкам, сейчас в стране около 1 млн активных водителей Uber и Lyft.

В ноябре Uber заключила партнерское соглашение с приложениями GasBuddy и GetUpside, чтобы предлагать водителям скидки на топливо. «Мы знаем, что бензин – главная статья расходов водителей, особенно сейчас, когда растут цены», – говорится в заявлении компании. Lyft готовит аналогичную договоренность.

Но водители скептично относятся к усилиям компаний. «Компании-платформы продолжают перекладывать расходы на работников платформ», – говорит Уилли Солис, ведущий организатор Коллектива работников гиг-экономики, который также работает с сервисами доставки Uber Eats и Shipt.

Обычно Солис, который водит Nissan Sentra 2018 г. выпуска и живет в Дентоне, штат Техас, работает 40 часов в неделю. Сейчас он тратит на бензин на 50% больше, чем пять месяцев назад, и, чтобы компенсировать дополнительные расходы, каждый день работает на час дольше.

Подавляющее большинство водителей считаются независимыми подрядчиками, а не сотрудниками, поэтому они сами должны покрывать расходы, в том числе на топливо. «При работе с платформами экономический риск переносится на работника. Цены на бензин, автомобили и другие расходы растут, и водители должны покрывать их из своего кармана. В то время как зарплаты должны расти, работать с платформами становится все более затратным делом», – говорит Шелли Стюард, директор Инициативы по работе будущего в The Aspen Institute.

В конечном итоге высокие цены на бензин могут ускорить электрификацию парка работников такси и служб доставки, полагают аналитики. В ноябре Uber объявила о плане предоставить водителям в аренду 50 000 автомобилей Tesla. Аналогичная программа есть у Lyft, и обе компании хотят полностью перейти на электромобили к 2030 г.

Но аренда Tesla у Uber начинается от $344 в неделю, что почти вдвое превышает среднюю стоимость владения новой машиной, по данным Американской автомобильной ассоциации. Люк Томпсон, водитель Uber и Lyft в Сиэтле, говорит, что планировал купить электромобиль – но затем цены выросли настолько, что он не смог себе этого позволить.

читать еще