Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

WSJ: Украина могла подорвать уже около десятка танкеров российского теневого флота

Танкер Virat после атаки украинских морских дронов Sea Baby 28 ноября
Танкер Virat после атаки украинских морских дронов Sea Baby 28 ноября Turkish Directorate General for Maritime Affairs

Служба безопасности Украины (СБУ) впервые признала, что организовала 28 ноября в Черном море атаки на два подсанкционных танкера, которые шли в Новороссийск за грузом российской нефти. На самом деле, война в международных водах идет уже не один месяц, выяснила The Wall Street Journal. И второй энергетический фронт (в дополнение к ударам авиадронами по российским НПЗ) будет разрастаться, считают военные эксперты.

Помимо атак 28 ноября в период с 23 декабря 2024 года как минимум на семи связанных с Россией судах произошли взрывы, которые, по мнению экспертов по безопасности и аналитиков в области морской разведки и открытых данных, несут отпечаток украинских операций, подсчитала WSJ. «Война между Россией и Украиной явно стала угрожать безопасности судоходства в Черном море», — констатировал в понедельник президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

И не только в Черном. Два инцидента произошли на Балтике, включая взрывы на перевозившем аммиак танкере Eco Wizard в порту Усть-Луга в июле. Еще два случились у побережья Ливии (Россия использует связи с контролирующим часть страны генералом Халифой Хафтаром для контрабанды нефтепродуктов в Европу): о взрыве в июне на танкере Vilamoura, перевозившем миллион баррелей нефти, военная разведка Украины без комментариев сообщила на своем сайте. Еще три инцидента произошли в разных районах Средиземного моря (между Испанией и Алжиром, у берегов Италии и Турции).

Ади Имсирович, преподаватель энергетики в Оксфордском университете и бывший глобальный директор в лондонском офисе Gazprom Marketing & Trading, сказал WSJ:

Это лучшая стратегия, которая есть у Украины: она может нанести удар по экономике, чтобы оказать давление на Россию в [мирных] переговорах.

СБУ подтвердила, что операции 28 ноября были проведены совместно ее 13-м Главным управлением военной контрразведки и ВМС Украины, и разместила видео с дронов, участвовавших в атаке на танкеры Kairos и Virat. Это нанесло «значительный удар по транспортировке российской нефти», танкеры получили «критические повреждения» и «фактически выведены из строя», сообщил Financial Times представитель СБУ.

Кроме того, 29 ноября у берегов Сенегала четыре взрыва прогремели на танкере Mersin, перевозившем российские нефтепродукты. Mersin не находится под санкциями, но с конца 2023 года часто заходил в российские порты, а с марта 2025 года возил исключительно российские грузы, а также неоднократно манипулировал показаниями транспондера, чтобы скрыть свое истинное местоположение, рассказал FT Бенджамин Хилгенсток, эксперт по нефтяным санкциям Киевской школы экономики.

А 2 декабря танкер Midvolga 2, груженный подсолнечным маслом, был атакован у берегов Турции. Экипаж не пострадал и не запросил помощи. Украина заявила о своей непричастности к этому инциденту.

Последние атаки начали сказываться на операциях по перевозке российской нефти. Владеющая Mersin турецкая компания заявила, что больше не будет выполнять рейсы, связанные с российскими интересами, сославшись на резко возросшие риски для судов и экипажей. Кроме того, для судов, идущих в российские порты Черного моря, страхование от военных рисков на 7 дней выросло до 0,65-0,8% от стоимости судна, рассказали накануне Reuters источники в судоходной и страховых отраслях. Неделей ранее оно составляло 0,6%.

Танкеры теневого флота, атакованные морскими дронами 28 ноября, шли пустыми. Нападение на них свидетельствует «о намеренном распространении украинских дальних ударов с фиксированной российской энергетической инфраструктуры на мобильные элементы системы экспорта нефти», а также позволяет снизить экологические и политические риски, считает Конрад Музыка, директор польской Rochan Consulting, отслеживающей ход войны.

Украина с августа значительно нарастила удары по российским энергетическим объектам. В ноябре она посылала на территорию России в среднем 180 беспилотников в сутки, подсчитала FT на основании данных Института изучения войны. Многие из них атаковали нефтеперерабатывающие заводы и нефтеналивные терминалы.

Атаки же на танкеры направлены на то, чтобы подорвать работу «более широкой цепочки поставок российских энергоресурсов, увеличив затраты, риски и сложности, связанные с экспортом нефти», говорит Музыка. Янис Клуге, эксперт по России из Немецкого института международных отношений и безопасности, добавляет:

Если Украина усилит атаки на танкеры теневого флота, это может перекрыть один из важнейших маршрутов транспортировки российской нефти, привести к сокращению экспорта и сильно повлиять на российский бюджет.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку