Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Албанию назвали новым хабом для контрабанды нефтепродуктов из России

Porto Romano

Россия пытается разными способами сбыть продукцию своей нефтяной промышленности, которая остается главным поставщиком нефтедолларов для казны, около 40% которой Владимир Путин тратит на войну и обеспечение охраняющих его режим силовиков. Поставки в Европу могут идти в том числе через Ливию, где Москва наладила отношения с самым влиятельным из противостоящих правительству генералов.

Центром приема российской контрабанды стал частный порт Porto Romano в городе Дуррес на побережье Адриатического моря, сообщает Balkan Investigative Reporting Network (BIRN), сеть неправительственных организаций в балканских странах. Так, в январе местные следователи задержали в нем судно Aya Zanoubya, которое зашло порт якобы из-за неисправности в электропроводке. Согласно декларации о грузе, оно перевозило цемент, но следователи обнаружили на нем 600 000 литров дизельного топлива.

Это была не первая доставка незадекларированного груза. Согласно полученной BIRN информации, Porto Romano постоянно принимал нефтепродукты из стран, находящихся под санкциями ООН, ЕС или США, прежде всего из России и Ливии. Тот же Aya Zanoubya заходил в этот порт тремя неделями ранее, также сославшись на техническую неисправность и перевозя, согласно декларации, цемент.

«Россия – основная страна происхождения» незаконной продукции, пояснил Лоренцо Баньоли, руководитель итальянского проекта расследований IRPI, который отслеживает незаконные поставки нефтепродуктов в Средиземноморье с 2016 года:

Ливия – второй источник, но около трети всей контрабандной нефти имеет российское происхождение.

При контрабанде нефтепродуктов обычно используются ложные декларации о грузе, а для поставки выбираются порты с мягкими правилами проверки, рассказал BIRN офицер полиции в порту Дурреса. Кроме того, по его словам, вряд ли дело обошлось без подкупа должностных лиц.

Страны Евросоюза с декабря 2022 года запретили морской импорт российской нефти, а с февраля 2023-го – нефтепродуктов. Но Россия после этого использовала различные схемы для продолжения поставок. Например, нефтепродукты доставлялись в Турцию, которая затем экспортировала их в ЕС якобы как собственные – через порты, в которых нет перерабатывающих мощностей.

Часть этих нефтепродуктов попадала на НПЗ в Греции, который снабжал топливом американские боевые корабли и самолеты на европейских базах.

Албания имеет сухопутную границу с Грецией, также от нее недалеко до адриатических побережий Хорватии и Италии.

Контрабандой нефти активно занимается Ливия, многие поставки идут из порта в Бенгази – столице территории, подконтрольной генералу Халифу Хафтару. С ним активно налаживал связи Африканский корпус России, пришедший в Африке на смену ЧВК «Вагнер». «Хотя Ливия является крупным производителем нефти, у нее мало мощностей по переработке, что создает пространство для России, которая использует свои связи с группировкой Хафтара», – говорит Баньоли.

Комиссия ООН выявила 185 подозрительных рейсов, совершенных различными танкерами из Бенгази с марта 2022 года по октябрь 2024 года.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку