Вице-премьер Александр Новак предложил запретить выдавать новые лицензии для добычи угля на особо опасных шахтах после трагедии в Кузбассе. В интервью РБК он также предположил закрывать старые шахты высоким содержанием метана и отказаться от строительства новых.
По словам министра, в последние годы количество особо опасных шахт сократилось с 52 до 23. Он отметил, что одномоментно закрывать оставшиеся 23 шахты никто не собирается: работы в них ведутся по лицензиям, у которых есть срок действия ограниченным сроком действия.
Необходимо проводить политику, направленную на то, чтобы особо опасных шахт (глубоких шахт, с высоким содержанием метана) становилось меньше. Механизм реализации такой политики — запрет на выдачу новых лицензий на пользование недрами для шахтной добычи угля.
По мере истечения срока действия лицензий количество шахт будет сокращаться, подытожил вице-премьер. Он напомнил, что шахты являются опасными производственными объектами, а риски аварий и прочих чрезвычайных происшествий на них выше, чем на других объектах промышленности:
Считаю, что не надо выдавать новых лицензий на разработку таких участков недр. То есть старые шахты постепенно будут закрываться, а новых не должно появляться.
Кроме того, рассказал Новак, правительство изменит нормы, обеспечивающие безопасность работы шахт. Он также отметил, что сейчас готовятся изменения и в соглашениях по оплате труда шахтёров: их заработная плата будет меньше зависеть от объёмов выработки. Внести эти изменения потребовал президент Владимир Путин поднял 2 декабря на совещании о последствиях трагедии на «Листвяжной». По его словам, «условно постоянная» доля зарплаты в 70% «включает в себя в том числе оплату по сдельным расценкам, в том числе сдельный приработок».
Авария на шахте «Листвяжная» произошла 25 ноября. Внутри находились 285 шахтеров, 46 из которых погибли. Также погибли пятеро спасателей. 15 декабря суд арестовал собственника шахты «Листвяжная», председателя совета директоров АО ХК «СДС-Уголь» Михаила Федяева и ещё троих топ-менеджеров компании.