Политологи гадали, как вежливый и тихий Шольц, возглавивший правительство Германии в декабре, выдержит испытание Кремлем - ведь российское руководство известно умением публично высмеять или переиграть западного собеседника, проверяя его на прочность.
На встречу с прежней главой немецкого правительства Ангелой Меркель в 2007 году Путин, например, привел своего черного лабрадора, тогда как широко известно, что Меркель боится собак.
На совместной пресс-конференции по итогам однодневного визита в Москву Шольц неожиданно выказал боевой дух, хотя и сохранил характерный ему мягкий, спокойный тон.
Когда Путин критиковал НАТО, припоминая альянсу бомбардировки Югославии 1999 года и обвиняя его в разжигании войны в Европе, Шольц возразил, что это было сделано для предотвращения геноцида, имея в виду албанское население края Косово.
Путин парировал, назвав «геноцидом» обращение с русскими в Донбассе. На одиночной пресс-конференции позже Шольц сказал, что в этом Путин неправ.
Канцлер даже «подколол» российского лидера и его страхи по поводу расширения НАТО на восток, сказав, что это отдаленная перспектива.
«Я не знаю точно, сколько президент (Путин) собирается оставаться на посту, - сказал Шольц с усмешкой. - Чувствую, это будет долго, но все-таки не вечно».
Некоторые аналитики похвалили Шольца за то, что он поднял вопрос о гражданских правах и встретился с активистами.
В ответ на вопрос о том, удалось ли «переиграть» Путина, Шольц улыбнулся и сказал, что четырехчасовые переговоры действительно были напряженными.
Некоторые критики всё же недовольны тем, что канцлер минимизировал вероятность вступления Украины в НАТО, поскольку это выглядит слишком большой уступкой Москве.
Более уверенный тон Шольца тем не менее поможет ему восстановить свои позиции как одного из ведущих политических игроков Европы. Несколько дней назад казалось, что более успешный кандидат на эту роль - президент Франции Эмманюэль Макрон, однако его поездка в Москву принесла неоднозначный результат.
Стоя рядом с Путиным на пресс-конференции, Макрон даже не попытался противостоять ему, когда тот начал говорить, что НАТО отнюдь не оборонительный союз, и обвинять альянс в нападении на Ирак, Ливию, Афганистан и Сербию.