Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия за месяц лишится сотен самолетов из-за санкций

Агентство «Москва»

Европейские авиализинговые компании столкнулись с грандиозной проблемой: во исполнение западных санкций им надо до конца марта забрать из России сотни самолетов оценочной стоимостью $5 млрд.

Российская авиация стала одной из главных мишеней для санкций Евросоюза, которые запретили продажу, передачу, поставку или экспорт самолетов и любых компонентов для них. Сданные в лизинг суда подпадают под это определение как «поставки», подтвердили три человека, проинформированные о деталях этих мер. Поэтому с российскими авиаперевозчиками нельзя заключать новых договоров, а старые нужно прекратить в течение 30 дней.

«Лизингодателям будет по-настоящему трудно понять, как прекратить [договоры], – сказал один человек из отрасли, попросивший не называть его имени. – Еще более сложный вопрос – как изъять столько судов за такое время».

В лизинговых контрактах есть условия, позволяющие лизингодателю изъять самолеты в случае санкций. Сделать это будет трудно, учитывая стремительно развивающуюся ситуацию и закрытие европейского неба для самолетов из России, говорит один из источников. По его словам, «никто не знает», смогут ли компании уложиться в срок до конца марта.

Основные игроки на российском рынке лизинга авиасудов – российские компании. На зарубежные приходится 515 самолетов совокупной рыночной стоимостью около $10 млрд, по данным авиаконсалтинговой компании Cirium. Топ-менеджер – представитель отрасли оценивает долю европейских лизингодаталей примерно в половину – до $5 млрд.

Под наибольший удар попадают ирландские компании. По оценке Cirium, на 10 зарегистрированных в Ирландии операторов приходится 238 коммерческих судов совокупной рыночной стоимостью $4,1 млрд. Крупнейший лизингодатель мира, AerCap, предоставил российским клиентам 154 судна оценочной стоимостью $2,2 млрд; это 5% стоимости его общего парка. На втором месте – SMBC Aviation Capital с судами на $1,3 млрд. У Avolon в лизинг сданы самолеты на $266 млн (1,6% стоимости парка), по данным Cirium.

Прекратить договоры и перегнать суда за пределы России всего за месяц непросто, и ситуация сильно осложняется введенными ограничениями на полеты, говорит Роб Моррис, директор по консалтингу Ascend by Cirium.

SMBC Aviation заявила, что готова «полностью выполнить любые соответствующие санкции, когда появятся все подробности». AerCap и Avolon отказались от комментариев.

У «Аэрофлота» в лизинге от иностранных компаний находится около 50% судов (по стоимости), по данным консалтинговой компании Alton Aviation. В прошлом году «Аэрофлот» получил несколько самолетов Airbus и Boeing.

«Аэрофлот» отказался от комментариев.

Санкции на поставку запчастей, которые необходимы для подготовки самолетов к выполнению рейсов, уже начали сказываться на перевозках: в субботу нидерландская KLM развернула два рейса, направлявшихся в Россию.

У российских перевозчиков тоже могут возникнуть проблемы с ремонтом и обслуживанием судов. Техническое обслуживание самолетов «Аэрофлота», в основном, проводится в немецком хабе, и любые ограничения со стороны Германии будут иметь тяжелейшие последствия, говорит человек, близкий к российской компании:

Если ограничат обслуживание, поставки запчастей, это будет по-настоящему критично, потому что компания не сможет эксплуатировать самолет.

Rolls-Royce, ключевой поставщик новых двигателей, запчастей и сервиса для «Аэрофлота», заявил, что с 25 февраля полностью прекратил сотрудничество с ним.

читать еще