БЕРЛИН (Рейтер) - Президенту России Владимиру Путину нечаянно удалось сделать то, что давно пытались сделать западные союзники: заставить Германию усилить свою роль крупной мировой державы с помощью решительной внешней политики, подкрепленной сильной армией, несмотря на чувство вины, связанное со Второй мировой войной.
Канцлер Германии Олаф Шольц в воскресенье объявил о резком увеличении военных расходов в связи со вторжением России в Украину, полностью изменив курс внешней и оборонной политики страны.
После многих лет просьб союзников по НАТО, которые Берлин отклонял, Германия теперь будет выделять более 2% ВВП на оборону по сравнению с примерно 1,5% в настоящее время и, как сказал Шольц, создаст фонд в размере 100 миллиардов евро ($112 миллиардов) для перевооружения армии.
Он также изложил план снижения зависимости Германии от российского газа, породив надежды, что Берлин теперь будет больше учитывать геостратегические проблемы во всех своих торговых отношениях.
«Путинская война» стала поворотным моментом во внешней политике Германии, сказал он, добавив, что «требуется как можно больше дипломатии, но не наивность».
«Эта историческая речь (Шольца) знаменует собой кардинальные изменения во внешней политике Германии», - сказал Торстен Беннер из Global Public Policy Institute (GPPi).
«Это отправная точка для дальнейшего фундаментального переосмысления стратегии национальной безопасности Германии, которая также должна будет решать проблемы, создаваемые Китаем в сочетании с Россией».
Германия десятилетиями подвергалась критике за то, что не реализовывала свой потенциал на мировой арене, несмотря на статус крупнейшей экономики Европы, и уделяла приоритетное внимание экономическому развитию, пренебрегая геостратегическими соображениями.
В результате некоторые аналитики, особенно в Соединенных Штатах, считали Германию «слабым звеном» оборонительного альянса НАТО.
Сменявшие друг друга правительства ФРГ поддерживали строительство газопровода Северный поток-2, который должен был перекачивать газ из России непосредственно в Германию, несмотря на опасения западных союзников, что это подорвет статус Украины как транзитной страны.
Не далее как на прошлой неделе Берлин отклонял призывы отключить Россию от глобальной платежной системы SWIFT, утверждая, что тогда Германии будет трудно платить за российский газ.
Совершив полный разворот, Шольц в прошлый вторник приостановил Северный поток-2, а в субботу согласился с отключением России от SWIFT, объявив, что Германия увеличит свои запасы угля и газа и быстро выполнит давно застопорившиеся планы по строительству терминалов для СПГ.
«Стало более очевидным, на что пошел Путин, и (стало ясно), что мы должны отказаться от старых привычек», - сказал Рейтер высокопоставленный источник в правительстве Германии.
«Суббота также стала моментом, когда мы и другие члены Евросоюза поняли, что мы должны что-то сделать с SWIFT, потому что он приобрел символическое значение», - сказал источник.
ТРЕВОЖНЫЙ ЗВОНОК
Вооруженные силы Германии давно просили больше техники: а в четверг, через несколько часов после начала вторжения России в Украину, один из ведущих генералов в посте в LinkedIn в четверг выразил свое разочарование по поводу длительного отсутствия боеготовности страны.
Немецкие вооруженные силы были резко сокращены после окончания Холодной войны - количество боевых танков, которых в 1980-х годах насчитывалось более 3.500, сократилось до 225 к 2015 году.
Новое коалиционное правительство Германии, состоящее из трех партий, пообещало после вступления в должность в декабре проводить внешнюю политику, основанную на ценностях, разделяя растущую тревогу по поводу роста авторитаризма во всем мире и угроз, исходящих от стратегических соперников, таких как Китай.
Однако коалиция, в которую вошли наследники пацифистского движения 1960-х годов, «Зеленые», и финансово консервативные Свободные демократы, не брала обязательства увеличивать расходы на оборону, чтобы подкрепить более решительную внешнюю политику.
Германию также критиковали в последние недели за отказ поставлять оружие в Украину, который объяснялся историческим немецким табу на экспорт оружия в зоны конфликтов.
Все это изменилось в эти выходные.
В субботу Шольц сказал, что Германия поставит Украине 1.000 единиц противотанкового оружия и 500 ракет класса «земля-воздух» «стингер» из своих арсеналов.
«Очевидно, нам необходимо значительно больше инвестировать в безопасность нашей страны, чтобы защитить нашу свободу и нашу демократию», - сказал канцлер на чрезвычайном заседании нижней палаты парламента Бундестага.
«Нам нужны самолеты, которые летают, корабли, которые ходят, и солдаты, которые оптимально экипированы для выполнения своих задач».
Терри Андерсон, занимавший пост военного атташе США в Берлине с июня 2015 по июль 2018 года, сказал, что российское вторжение явно стало для немцев «огромным тревожным звонком».
«Они придают очень много значения разговорам. Но вы знаете, что беззубая дипломатия, не подкрепленная (силой), не будет действенной», - сказал Андерсон.
Тайсон Баркер, глава отдела технологий и глобальных связей Немецкого общества внешней политики, сказал: «Германия только что стала нормальной державой».
($1 = 0,8948 евро)
(Сара Марш и Сабина Зибольд при участии Андреаса Ринке и Андреа Шалал. Перевел Калеб Дэвис. Редактор Анна Козлова)