Николай выезжал из России в Армению два дня назад, когда военные действия в Украине уже шли полным ходом. По его словам, помимо обычного паспортного контроля он прошел через опрос сотрудниками ФСБ. Его и еще нескольких человек попросили пройти в отдельную комнату, где подробно расспрашивали о целях поездки.
«Мало того, что потребовали контакты родственников, так еще и чуть ли не карту передвижений просили нарисовать, - возмущается Николай. – Но самое неприятное, что спросили, что я думаю о спецоперации в Украине. Я был в шоке».
На вопросы об Украине мужчина ответил обтекаемо, телефоны у Николая не проверяли, и сам опрос длился недолго.
Другая собеседница The Moscow Times Дарья родом из Украины, но давно живет и работает в России. Девушка возвращалась из командировки в Стамбул, и заранее удалила с телефона все лишнее: об опросе ее предупредили знакомые из Москвы. На границе её досматривать не стали. Однако она заметила, как служба безопасности аэропорта вывела на дополнительный досмотр нескольких человек из её очереди.
«Я не знаю, по каким критериям пограничники выбирают людей для досмотра. Но в целом, все были вежливыми и спокойными», — поясняет Дарья.
Еще одна собеседница The Moscow Times Анна вместе с семьей пыталась улететь в Прибалтику и попала под жесточайший контроль. Анна рассказала, что их семью проводили в отдельную комнату, где начался опрос. По словам девушки, это не было похоже на обычную беседу и ранее она с таким не сталкивалась. Более того, на вопрос о том, что послужило основанием для опроса, ей не ответили
«Были вопросы о лояльности нашей стране и президенту России. Спрашивали, за русский мир мы или нет, поддерживаем ли спецоперацию России на Украине или нет. – вспоминает Анна . – Потом смотрели телефон, листали не только фото, но и прошлись по перепискам в мессенджерах».
Анну и её семью выпустили из комнаты только, когда они «со всем согласились» и продемонстрировали максимальную лояльность политике властей. Анна пояснила силовикам, что едет в Прибалтику только из-за мужа и его командировки, и всеми силами поддерживает Россию и всё, что происходит сейчас на Украине.
Адвокат рекомендовала всем, кто столкнулся с подобной ситуацией на границе, обращаться к части 1 статьи 51 Конституции РФ.
«Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, — комментирует Давтян. — Однако отказ отвечать на вопросы пограничников может привести к тому, что вы банально опоздаете на самолёт. Если вы готовы открыть свой смартфон и ответить на неприятные вопросы, то лучше это сделать».