Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Золотая бабушка»: сколько пропаганда потратила на символ, от которого придется отказаться?

Агентство «Москва»

Пенсионерка с советским знаменем, принявшая украинских солдат за русских — появившийся в сети месяц назад ролик стал виральным, а из пожилой женщины кремлевские технологи сделали еще один символ вторжения. Однако судя по данному на днях интервью, сама пенсионерка из Харьковской области вовсе не рада такой славе и уж точно не разделяет идеологию Москвы. Но пропаганду не остановить — бабушке ставят памятники, с ней делают мерч, а провластные телеграм-каналы поют ей дифирамбы. 

Редакция The Moscow Times разбиралась, сколько денег ушло на продвижение этого военного мема.

Статуи

На данный момент известно минимум о трех статуях бабушки со знаменем. Одну установили в Мариуполе, на открытии присутствовал первый заместитель руководителя АП Сергей Кириенко. Вторую поставили в Белгороде и даже успели убрать — якобы были попытки на нее забраться. Третья статуя — из Воронежа, деревянная, авторства местного резчика. 

Редакция The Moscow Times связалась с тремя скульпторами с просьбой оценить примерную стоимость работ в каждом случае. По их данным, ростовая фигура в натуральную величину до войны стоила около миллиона рублей, из которых семьсот тысяч — это себестоимость материалов, а остальное — гонорар художника. В случае с первыми двумя статуями стоимость может быть ниже, так как по фотографиям невозможно точно установить материал, из которого они изготовлены: это может быть как крашеный пластик, так и литой мрамор. В первом случае стоимость материалов не превысила бы 70 тысяч рублей.

Все три опрошенных специалиста были единогласны в своей оценке: наибольшую ценность — как художественную, так и материальную — представляет деревянная фигура. Впрочем, они также отметили, что все скульптуры сделаны непрофессионалами, то есть людьми, не получавшими высшее художественное образование, и «что это можно сравнить скорее с работой бутафоров».

В открытых источниках не назывались суммы, заплаченные за работы, а автор деревянной скульптуры и вовсе заявил в интервью «Медузе», что сделал её потому, что «такие работы нельзя не делать». Эти слова верифицировать невозможно, но стоит напомнить, что в новейшей истории России находилось много примеров — от молодёжных движений до художественных фильмов, когда якобы низовая инициатива на поверку оказывалась хорошо закамуфлированным государственным проектом.  

Муралы

Настенные граффити с краснознаменной пенсионеркой появляются по всей России: от Дальнего Востока до черноморского побережья. В отличие от, например, антивоенных лозунгов, эти рисунки никто не запрещает и не закрашивает. Это позволяет предположить, что подобное творчество создается если не при прямом финансовом участии местных или федеральных властей, то по крайней мере с их негласного одобрения.

Редакция The Moscow Times связалась с двумя уличными художниками с просьбой назвать примерную стоимость одного мурала. Специалисты отметили, что цена работ зависит от множества факторов — в первую очередь от стоимости расходников, однако она сейчас плюс-минус одинаковая по стране из-за перебоев с поставками. Оба художника назвали усредненную стоимость в 50 тысяч рублей за мурал. 

По подсчeтам The Moscow Times, по всей стране размещены минимум 50 таких рисунков, но, скорее всего, их намного больше. Примерно столько же размещено баннеров — как на рекламных биллбордах, так и на стенах жилых домов и других зданий. Цена баннера складывается из трeх частей: работы дизайнера, услуг по монтажу конструкции и стоимости материалов и печати. Последняя сумма — самая внушительная, как правило она составляет около двух третей от итоговой цены. Большой баннер, как в белгородском Шебекино (примерно 5*10 метров) будет стоить от 30 до 50 тысяч рублей — в зависимости от качества печати и мастерства дизайнера. 

Сувенирная продукция

Если на «большие жанры» художественной продукции с украинской бабушкой деньги лишь тратились, то «малые жанры», такие как сувенирка, позволяют и заработать на образе. 

На двух крупнейших российских маркетплейсах — Ozon и Wildberries по запросам «бабушка с флагом/бабушка со знаменем» соответственно выдаётся около 70 и 50 подходящих позиций. Диапазон продукции варьируется от попсокетов и наклеек до футболок и картин. Самая дешевая позиция — попсокет за 99 рублей, самая дорогая — настенный гобелен из полиэстера за 2300 рублей, сделанный в Китае. 

Мерч с пенсионеркой продается и в специализированных «военторговских» магазинах. Здесь его основу составляют знамена, вымпелы и шевроны. Смоделировать уровень спроса на такую продукцию довольно сложно, но реплика военкора из ДНР о том, что местные военные заказывают «по 30-50 шевронов» в одни руки позволяет предположить, что спрос довольно высок. Особенно накануне 9 мая, когда традиционно возрастает потребность в патриотической атрибутике.

Контент

История про бабушку со знаменем и все последующие связанные инициативы властей широко освещались в российских СМИ и соцсетях. СМИ скорее всего публиковали эту информацию на бесплатной основе, по указаниям сверху. После зачистки медиапространства в России и блокировки или признания иноагентами всех независимых изданий, почти никто не решается противостоять информационной политике государства. А вот авторы телеграм-каналов пока что сохранили известную долю автономности и поэтому могли брать деньги за публикации.

Обычно у телеграм-каналов два механизма платного взаимодействия: транш за каждую публикацию или так называемый ретейнер — фиксированная месячная сумма, в которую входит определенное количество постов. Стоимость варьируется от 10–15 тысяч рублей за пост у авторов с небольшим количеством подписчиков до нескольких сотен тысяч рублей у каналов с полумиллионной аудиторией.

По данным сервиса TG Stat, только за первую неделю мая количество публикаций, содержащих слова «бабушка со знаменем/бабушка с флагом» превысило три сотни без учета репостов. По приблизительным оценкам, на продвижение такого уровня могли потратить минимум три миллиона рублей. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку