В случае введения мирового эмбарго на российскую нефть (которое фактически станет следствием предлагаемого в США закона о 500%-ных пошлинах для покупающих ее стран) цены могут превысить $120 за баррель, считает Хардип Пури, министр нефти и природного газа Индии. Однако у стран ОПЕК достаточно свободных мощностей, чтобы полностью компенсировать потерю рынком российских баррелей.
До начала войны в Украине Индия практически не покупала российскую нефть, но после санкций западных стран переориентировалась на ее импорт, благо она стала продаваться со значительной скидкой. Это способствовало стабилизации цен на энергетическом рынке, заявил Пури (его цитирует Times of India). Россия является одним из ведущих производителей нефти в мире, ежедневно добывая около 9 млн баррелей, заявил он в Вене: «Представьте, что будет, если этот объем нефти, около 10% мирового предложения, составляющего 97 млн, вдруг пропадет с рынка. Мир будет вынужден сократить потребление, а поскольку покупатели начнут охотиться за сократившимся предложением, цены взлетят выше $120-130».
Россия действительно добывает около 9 млн баррелей в сутки, однако экспортирует только 5 млн баррелей сырой нефти. Кроме того, мировое среднесуточное предложение, по последним данным Международного энергетического агентства, составило в июне 105,6 млн, увеличившись за год на 2,9 млн. Таким образом, в случае прекращения поставок из России мировой рынок лишится вдвое меньшего количества нефти, чем назвал Пури, а именно 4,7%.
В Сенате американского Конгресса подготовлен законопроект, предусматривающий введение 500%-ных пошлин для стран, покупающих российские энергоресурсы. Его поддерживают 83 сенатора. На этой неделе лидер республиканского большинства Джон Тьюн и спикер Палаты представителей Майк Джонсон заявили, что готовы начать рассмотрение законопроекта. По словам его соавтора сенатора Линдси Грэма, Дональд Трамп поддерживает документ. Трамп «сказал мне, что пора двигаться, так что мы начинаем», заявил Грэм во вторник относительно планов вынести законопроект на обсуждение.
Сам президент заявил в четверг в интервью NBC News, что ожидает принятия этого закона, чтобы угроза тотальных санкций против российских энергоресурсов была у него наготове, если он захочет претворить ее в жизнь:
Они собираются принять очень крупный, очень болезненный закон о санкциях, но президенту решать, захочет он им воспользоваться или нет.
Авторы законопроекта публично не обсуждали, что произойдет на мировом энергетическом рынке в случае введения пошлин, которые фактически заставят другие страны отказаться от закупок российской нефти (если только они не решатся противостоять США в этом вопросе). Грэм лишь говорил о том, что внесет исключение для стран, которые помогают Украине.
«Российская нефть никогда не была под глобальными санкциями, – заявил Пури. – Разумные политики понимали реалии цепочек поставок на мировом нефтяном рынке и как Индия помогала ему, покупая дисконтированную нефть в пределах ценового потолка».
В целом, у стран ОПЕК есть свободные мощности на 5 млн баррелей в сутки, и в случае любых перебоев в поставках они могут вернуть нефть на рынок быстрее, чем предполагалось, указывают аналитики ING. Кроме того, МЭА прогнозирует избыток на мировом рынке в размере 1,4 млн баррелей в сутки в этом году и 2 млн баррелей – в следующем.
Согласно анализу Goldman Sachs, во время предыдущих шоков предложения Саудовская Аравия и ОАЭ, у которых есть свободные мощности более чем на 4 млн баррелей в сутки и которые могут легко ввести их в эксплуатацию, заменяли 80% потерянных баррелей в течение шести месяцев.
Разрабатывающие сланцевые месторождения американские компании, для которых нынешние цены уже приближаются к себестоимости добычи, тоже способны воспользоваться взлетом котировок и нарастить предложение.