Цены на нефть, проведя два месяца в диапазоне $99–114 за баррель, возобновили устойчивое восхождение. 30 мая баррель стоил $122. Но основная причина сейчас — в нехватке не сырой нефти, а нефтепродуктов.
Мировая экономика, продолжая восстанавливаться после пандемии ковида, требует больше топлива. При этом работу рынка нарушают перебои с поставками нефти и нефтепродуктов из России. И если на продающуюся с большим дисконтом сырую нефть нашлись покупатели в Индии, Турции и Китае (взамен отказывающихся от нее европейских стран), так что ее экспорт даже превысил довоенный уровень, то поставки нефтепродуктов заметно сократились.
Неопределенность относительно поставок энергоресурсов из России, особенно после того, как Великобритания и Евросоюз договорились о запрете страховать танкеры, перевозящие российскую нефть, грозит рынку высокой волатильностью. Резкое сокращение российского нефтяного экспорта может спровоцировать полномасштабный нефтяной кризис и взлет цены Brent выше $150 за баррель, предупреждают аналитики Bank of America.
Рост цен отражает сохраняющиеся проблемы с поставкой нефтепродуктов, таких как бензин и дизельное топливо, которые нарастали еще до вторжения России в Украину. Главная причина — нехватка инвестиций в добычу и переработку, говорит Амрита Сен, основатель и главный нефтяной аналитик Energy Aspects:
Цена сырой нефти составляет $120 за баррель, но цена нефтепродуктов — сколько мы с вами платим за бензин и дизельное топливо — намного, намного выше.
Такая ситуация может сохраняться долго, возможно, десятилетие, считает она.
За последние два года в мире были закрыты перерабатывающие мощности на 2,8 млн баррелей в сутки; они представлялись избыточными на фоне падения спроса во время пандемии коронавируса. Свою роль сыграли и экологические факторы. Но сейчас в мире ощущается нехватка бензина, дизельного топлива, авиакеросина; это заставляет НПЗ пытаться нарастить производство, что повышает спрос на нефть.
На фундаментальные факторы наложились сезон плановых ремонтов на НПЗ и введенные Китаем ограничения на экспорт топлива в ситуации, когда в ряде регионов мира его запасы находятся на рекордно низком уровне. Одновременно Китай стал снимать карантинные ограничения в Шанхае, что ведет к оживлению деловой и потребительской активности. Кроме того, начинается лето — сезон поездок.
Рик Джосуик, директор по глобальной нефтяной аналитике S& P Global Commodity Insights, определяет ситуацию как «гонку между сезонной активизацией спроса и активизацией переработчиков, стремящихся нарастить производство топлива».
Цена нефти все еще остается ниже рекордной отметки $147,5 за баррель, достигнутой в 2008 г., но цены на заправках уже поднялись до беспрецедентных уровней. Они росли быстрее цен на сырую нефть, так как дефицит на дизельном и бензиновом рынках гораздо выше. В Европе контракт на газойль — легкое дизельное топливо торгуется на рекордных уровнях около $1250 за тонну.
«И все это происходит на фоне опасений относительно российских поставок», — говорит Кэролайн Бейн, главный экономист по сырьевым рынкам Capital Economics.
Лидеры ЕС в начале недели договорились о принципах эмбарго на морские поставки российской нефти. Но Ларс Барстед, гендиректор танкерной компании Frontline, на недавней телеконференции с аналитиками сказал, что 2 млн баррелей в сутки (6% мировой морской торговли нефтью) уже перенаправляются в другие регионы.
Некоторые аналитики не опасаются значительного роста цен в долгосрочной перспективе. Потенциальное изъятие с рынка российской нефти порождает воспоминания о том, как он лишился 5 млн баррелей в сутки после нападения Ирака на Кувейт в 1990 г. и последующей военной операции по освобождению Кувейта, говорит Эми Майерс Джаффе, управляющий директор Лаборатории климатической политики во Fletcher School при американском Университете Тафтса.
Взлет цен в итоге приведет к их обвалу в результате подрыва спроса, рецессии или действий правительств по стимулированию развития альтернативной энергетики — а последней опции во время предыдущих нефтяных шоков просто не было, говорит она:
Это цикл, а цикл означает, что цена снизится.
Но прямо сейчас рецессии ожидать не стоит, поскольку смягчение антиковидных ограничений порождает желание людей путешествовать, считает Джованни Стауново, сырьевой аналитик UBS: «Единственный негативный фактор, который я вижу, — ограничение спроса в результате пандемии. Так что теоретически цены должны подняться выше, чтобы сбалансировать рынок».