Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Охрану «бункеров» Путина подготовили к мобилизации

В то время как Кремль отрицает планы массовой мобилизации в России, законы, сигнализирующие о подготовке к ней, продолжают множиться.

Во вторник, 28 июня, Государственная дума одобрила во втором и третьем чтениях поправки в законодательство о мобилизации, затрагивающие «личную спецслужбу» Владимира Путина, которая занимается охраной многочисленных «бункеров» президента РФ.

Главное управление специальных программ (ГУСП), отвечающее за функционирование и охрану спецобъектов, созданных на случай войны, впервые получило широкие полномочия, закрепленные в законе.

Курируемое лично президентом, ГУСП получило право устанавливать охраняемые границы вокруг спецобъектов, внутри которых сможет приостанавливать любую хозяйственную деятельность, применять оружие и физическую силу. Кроме того, управление сможет направлять в госорганы, организации, учреждения и общественные объединения «обязательные для исполнения» требования, если сочтет, что безопасности спецобъектов что-то угрожает.

Фактически ГУСП забирает полномочия по борьбе с внешними нарушителями, для чего раньше приходилось привлекать полицию, ФСБ и военную прокуратуру, поясняет источник «Ведомостей» из числа бывших работников спецслужб.

«Наследница» бывшего 15-го управления КГБ, ГУСП лишь недавно окончательно оформилось как структура вместе с подчиненным ему Службой специальных объектов, утверждает он: именно поэтому в Думу были внесены поправки, регламентирующие работу этого ведомства.

 ГУСП - единственная спецслужба, которая находится внутри администрации президента. И ее задача - охрана «суперсекретного подземного хозяйства», говорит главный редактор сайта Agentura.ru Андрей Солдатов.

«Если наступает час X, например, ядерная война, и нужно в этих условиях мобилизовать всю страну, в том числе и руководство, то для руководства это должно выглядеть так, что его по подземным коммуникациям нужно будет отправить во всякие удаленные места, где руководство будет осуществлять управление страной в условиях крупномасштабного военного конфликта», - поясняет Солдатов.

Новые полномочия в рамках закона о мобилизации потребовались «бункерному» управлению на четвертый месяц войны в Украине, для продолжения которой, по мнению западных разведок, российским властям придется рано или поздно объявить массовый призыв в армию.

Первым о такой перспективе в начале мая заявил глава Минобороны Британии Бен Уоллес. Он прогнозировал, что Путин объявит о мобилизации на параде Победы. Этого не произошло, но сигналы о подготовке российских властей к режиму военного положения с тех пор не прекратились.

В начале июня в МВД было создано новое управление, в полномочия которого среди прочего вошло «обеспечение правовых режимов военного положения». ГУОР (Главное управление оперативного реагирования), по словам официального представителя ведомства Ирины Волк, было сформировано в соответствии с указом президента. Глава МВД Владимир Колокольцев «поручил профильным подразделениям ведомства незамедлительно приступить» к его реализации», рассказывала Волк.

20 июня Минфин внес в Думу законопроект о создании резерва драгоценных металлов и камней под мобилизационные нужды. Выделить ценности, распоряжаться которыми сможет только президент, планируется из Госфонда России.

В Москве опасаются, что массовая мобилизация вызовет беспорядки в крупных городах, и «проводят очень большую» работу по поиску желающих отправиться на войну в беднейших регионах, заявили на брифинге на прессы на прошлой неделе британские чиновники.

Тем не менее, полагают они, растущий счет «потерь», который на Западе оценивают в 20 тысяч человек, может вынудить Кремль пойти на радикальный шаг, хотя он и может быть воспринят как признание провала украинской кампании. Ведь задумывалась она как быстрая и чистая операция, а обернулась затяжным изматывающим конфликтом.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку