Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Украина опровергла договоренности о вывозе зерна и сравнила Россию с сомалийскими пиратами

Российский военный в порту Бердянска, Украина Yuri KADOBNOV / AFP

Договоренность о разблокировке украинских портов для возобновления экспорта зерна остается труднодостижимой, потому что Москва использует переговоры для реализации своих военных целей и обеспечения доминирования в Черном море, заявил заместитель министра экономики и торговый представитель Украины Тарас Качка.

Достижению договоренности мешают продолжающиеся попытки России установить контроль над южными территориями Украины, а слухи о прорыве на переговорах «оптимистичнее реального положения дел», сказал он:

Если будут переговоры, мы будем в них участвовать. Но это не значит, что мы согласимся на любой рассматриваемый вариант. Любая попытка решить вопрос продовольственной безопасности, основываясь на доброй воле или благосклонности России, не сработает и не вызовет доверия.

Представители Турции и ООН пытаются договориться о прекращении российской морской блокады, которая не дает Украине возобновить экспорт сельскохозяйственной продукции и порождает опасения массового голода в развивающихся странах, зависящих от украинских поставок.

До войны страна обеспечивала около 13% мирового зернового экспорта.

Вопрос вывоза зерна из украинских портов на прошлой неделе обсуждали делегации Минобороны Турции и России. Как сообщало турецкое издание Anadolu, стороны договорились о проведении четырехсторонней встречи (Турция, Украина, Россия, ООН) для переговоров по этой теме. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сказал, что «мы подходим к моменту истины» в украинском зерновом кризисе и вскоре увидим, хотят ли Украина и Россия договориться о возобновлении экспорта, сообщил премьер-министр Италии Марио Драги по итогам завершившегося во вторник саммита «большой семерки». «Ситуация должна быть быстро разрешена, чтобы можно было заполнить зернохранилища новым урожаем», — сказал Драги.

Блокада портов — часть плана России по обеспечению доминирования в Черном море и установлению контроля над сырьевыми рынками, в том числе за счет сокращения поставок газа в Европу, считает Качка. «Зерно как товар лучше газа, потому что спрос на него не является гибким. В случае с газом можно просто перейти на уголь. А хлеб нужен всем», — добавил он.

Одно из условий России для разблокировки украинских портов — разрешить ей досматривать приходящие в них и покидающие их суда. Качка сравнил эту идею с пиратством.

«Что это значит, что Россия имеет право инспектировать? Это право накладывать вето на [суда]? Или это просто дополнительные выплаты коррумпированным российским офицерам… как сомалийским пиратам?» — сказал он. По его словам, другие «технические решения», включая предложение Турции по координации поставок, не решают основополагающих проблем с обеспечением безопасности Украины.

Россия заявила, что если Украина разминирует подступы к своим портам, она позволит начать движение судов. Но Украина не может этого сделать, пока Россия сохраняет возможность повторного вторжения на южные территории, настаивает Качка: «Они пытаются использовать [переговоры] как способ узаконить там свое военное присутствие. Для нас это неприемлемо».

По словам Качки, Украина согласилась бы на сопровождение судов военными кораблями третьей страны, включая «флот Ее Величества, США или Турции». Но западные страны выступают против прямой конфронтации с Россией, несмотря на финансовую и военную поддержку Украины.

Россия уже экспортирует зерно, украденное или купленное по дешевке на оккупированной украинской территории.

Украина увеличила экспорт по железным дорогам через своих западных соседей и баржами по Дунаю в Румынию, но «замены черноморским портам в вопросе поставок 50 млн т сельскохозяйственной продукции на мировые рынки нет», говорит Энди Хандер, президент Американской торговой палаты в Украине.

И даже если удастся договориться о сопровождении военными кораблями, коммерческие судоходные компании могут не пожелать отправлять свои суда в воды, контролируемые российским флотом, добавляет он:

Российские ракеты и военные корабли — слишком большой риск для торговых судов и страховых компаний.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку