Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Из-за санкций РЖД лишились 10 тысяч вагонов

Anton Nikiforov (CC BY 3.0)

На российских железных дорогах нарастает угроза коллапса грузовых перевозок из-за дефицита подшипников для вагонов большой грузоподъемности.

Так называемые инновационные вагоны, которые могут перевозить на 8 тонн больше, чем типовые, остались без запчастей после того, как война обрушила на Россию санкции, а зарубежные производители начали уходить из страны.

На конец августа около 10 тысяч грузовых вагонов были сняты с эксплуатации по причине отсутствия подшипников и невозможности ремонта, сообщают «Ведомости» со ссылкой на источник в одной из компаний-операторов.

Всего под угрозой — 20% парка, курсирующего по сети РЖД, или более 200 тысяч вагонов, оценивает Национальная транспортная компания (НТК), один из крупнейших операторов инновационных вагонов. Основными производителями кассетных подшипников для них были шведская SKF, а также Тimken и Amsted Rail из США. Все три компании покинули российский рынок после начала войны.

При плановом ремонте приходится снимать в ремонт подшипники и с не полностью выработанным ресурсом, рассказывает источник «Ведомостей». Таковы требования ремонтной документации: она запрещает выпуск вагонов, если срок ремонта их колесных пар истекает в межремонтный период.

В пересчете на грузоперевозки потери могут составить около 30 тонн в год, указывает руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин: именно столько дополнительно перевозит инновационный парк за счет большей грузоподъемности.

В первую очередь пострадают угольщики, которые уже отрезаны от европейского рынка санкциями и вынуждены останавливать добычу на разрезах Кузбасса. По подсчетам НТК, без возможности использовать инновационные полувагоны они не смогут вывозить от 90 до 120 тысяч тонн угля в месяц.

С февраля по май комплектующие поступали в меньшем объеме, но в последние месяцы заводы «перестали поставлять продукцию окончательно», сетует директор по ремонту и эксплуатации подвижного состава НТК Сергей Попов.

К концу года дефицит подшипников составит около 100 тысяч единиц, оценивает он, и это при условии, что 95 тысяч поставят российские производители.

Но возможно ли замещение импорта в принципе, остается неясным, сомневается Гришунин из НРА: нужны уплотнители и смазочные материалы, которые ни в России, ни в СНГ не производятся.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку