Отстранение Владимира Путина от власти невозможно мирным путем и оппозиции следует готовиться к тому, чтобы применить силу, считает Михаил Ходорковский. Такое мнение бывший миллиардер изложил в своей новой книге и серии последовавших за ее публикацией интервью.
«Как показал опыт Беларуси (а российский опыт обещает быть еще более впечатляющим), если режим готов стрелять, то демонстративный и заблаговременный отказ оппозиции от насилия как инструмента захвата власти контрпродуктивен», — пишет обосновавшийся в Лондоне после 10 лет российской тюрьмы Ходорковский в книге «Как убить дракона? Пособие для начинающих революционеров».
В интервью «Медузе» в начале ноября бывший владелец некогда крупнейшей частной нефтяной компании России высказался более откровенно: «Я твердо убежден, что с той системой власти, которая сложилась за эти двадцать лет в России, справиться без насилия или угрозы применения насилия будет невозможно».
Детально свое видение силового отстранения Путина от власти Ходорковский изложил в видеоинтервью главному редактору издания The New Times Евгении Альбац: «Политические лидеры, которые берут на себя ответственность за призыв людей на улицы в нынешней российской ситуации, обязаны додумывать ситуацию до конца и вести людей до конца, а не сворачивать с полпути, как это произошло, в частности, в Белоруссии…»
Идею ненасильственного протеста в современной России Ходорковский называет «вредной» потому, что она создает только иллюзию перемен, заставляя людей реально рисковать: «Сегодня за уличные протесты можно получить те самые 15–20 лет лишения свободы, которые, в общем-то, являются угрозой и в случае насильственного протеста».
«Весь вопрос заключается в том, что или вы говорите серьезно о смене власти, но тогда имейте в виду, что протест должен содержать внутри себя реальную угрозу применения насилия. Если же вы этой угрозы не формируете, если вы на это не готовы, не зовите людей на улицы, потому что в результате вы людей подставите, а власть все равно не поменяете».
По словам Ходорковского, Путин погрузил Россию в состояние, когда имеет значение только «способность к непосредственному насилию», и напоминает, что у граждан в России на руках есть около восьми миллионов «легальных стволов», которые в случае городских боев являются серьезным оружием.
«Те люди, которые призывают общество менять власть, менять режим, должны об этом думать и не говорить, что мы это сделаем шариками-фонариками. Да, с той стороны будут 7-8-20 тысяч человек, которые будут готовы стрелять, и надо им продемонстрировать, что с этой стороны тоже есть 10-20, может быть, 100 тысяч человек, которые тоже готовы будут стрелять».
В подтверждение своих тезисов Ходорковский привел пример отказа советских силовиков в 1991 году по приказу ГКЧП штурмовать Белый дом, где находился Борис Ельцин и его сторонники. По мнению Ходорковского, это произошло потому, что защитники Белого дома были вооружены 3000 автоматов и силовики сочли атаку слишком рискованной для себя.