Относительно невысокий спрос в экономике отразился в показателях инфляции, констатировало Минэкономразвития в обзоре экономики за сентябрь. Итоги октября (0,18% и 12,63% в годовом выражении) и первой недели ноября (0,01%) показали: ситуация не улучшается.
Данные за октябрь, по оценке аналитиков MMI, подтверждают вывод о том, что сентябрьское ускорение инфляции было связано исключительно с разовыми факторами, а в целом инфляционный фон остается подавленным: «Главная причина этого — убитый потребительский спрос». Рост цен на товары замедлился — более того, в части непродовольственных товаров, если устранить сезонность, вновь падение, подсчитывают аналитики MMI: на продовольственные товары — до 1% с 2,7% в сентябре, на непродовольственные снизились на 0,7% (в сентябре рост на 1,4%). «Подавленная инфляция сохраняется уже 6 месяцев подряд, — пишут они. — С мая по октябрь ИПЦ снизился на 0,9%. Впору было бы бить тревогу и говорить о необходимости дальнейшего смягчения ДКП. Но очень смущает динамика в услугах. Здесь второй месяц очень высокие темпы роста цен, по нашим оценкам: 9,5% (9,9% в сентябре)».
Мониторинг отраслевых финансовых потоков показал, что в октябре в традиционных потребительских отраслях объем потоков был стабилен или снижался, подтверждая охлаждение потребительской активности.
Люди в нынешней неопределенности все больше склонны сберегать, не раз подчеркивала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Отказаться от покупки, если она не необходима — естественное поведение, тем более в условиях ограниченного предложения: аналитики, в том числе Центробанка отмечали сильное влияние на потребительский спрос уход популярных иностранных брендов.
Первая неделя ноября ничего не изменила: цены выросли на 0,01%, годовой темп снизился до 12,4%. При этом из 104 товаров и услуг, входящих в расчет недельной инфляции, выросли цены 46, снизились — 50, подчеркивают аналитики MMI. Подобное наблюдалось только в июле — на пике сезонной дефляции, отмечают аналитики ПСБ. Замедляется рост цен во многих категориях с небольшим весом (моющих средствах, детских товарах, соли, муке и т. д.), а также электронике и одежде — динамика здесь неустойчива, ее определяют распродажи, пишут аналитики «Твердых цифр». Например, «черная пятница» 11 ноября.
Сейчас проблемы не с наличием товара, а со спросом, поэтому в борьбе за покупателя продавцы вынуждены давать скидки, иногда рекордных размеров, подтверждали VPost продавцы самых разных товаров — от аптечной косметики до одежды и мебели.
В этом столетии в России аналитики «Твердых цифр» выделяют четыре «явных эпизода слабости потребительского спроса»:
🔷 ноябрь-2008 и далее: тогда вялость спроса длилась примерно 10 месяцев, затем последовали U-образное восстановление и активизация спроса;
🔷 декабрь-2014: за ажиотажным спросом последовали снижение и продолжительная стагнация;
🔷 март–апрель-2020: как и сейчас, перед локдауном был ажиотажный спрос, затем последовало V-образное восстановление;
🔷 март–апрель-2022: после ажиотажного спроса его резкое снижение в апреле.
Пока динамика напоминает им L-образное восстановление.
Снижение покупательской активности в октябре, включая сокращение потребительского кредитования, могло стать одной из причин замедления роста цен на несезонные товары и услуги, комментируют аналитики SberCIB резкое замедление роста цен на непродовольственные товары. Временный дезинфляционный эффект от ухудшения геополитической обстановки вскоре, вероятно, исчезнет, а недельная инфляция ускорится. Однако рост цен месяц к месяцу в ноябре, возможно, по-прежнему будет ниже 1%, зафиксированных годом ранее. Вероятно, инфляция год к году продолжит замедляться и по итогам года составит около 12%. «Все указывает на слабость инфляции, на фоне ограниченного спроса, крепкого рубля и хорошего урожая, — пишут аналитики ПСБ. — Инфляция пока еще в рамках прогноза ЦБ (12-13% на конец года), но с учетом слабого спроса растет вероятность ее ухода ниже».
Дефляция на горизонте, предупреждают аналитики ПСБ.