Авиакомпания «Якутия» каннибализировала два из четырех самолетов Superjet-100, которые были в ее парке, из-за отсутствия деталей для их ремонта, пишут «Ведомости» со ссылкой на источник, близкий к Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).
В ходе внеочередного мониторинга состояния воздушных судов специалисты ГТЛК выяснили, что у двух лайнеров отсутствуют маршевые силовые установки и «ряд других ключевых агрегатов». В таком состоянии самолеты находятся больше года, пояснил источник.
В лизинговой компании отметили, что лайнеры «разукомплектованы», и обратились к авиакомпании «Иркут», которая производит SSJ100, и Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК). Однако в «Иркуте» представителям ГТЛК заявили, что восстановить самолеты «не представляется возможным» из-за отсутствия комплектующих.
Еще в марте российско-французская компания PowerJet прекратила выпуск и обслуживание двигателей для SSJ100, а отечественный двигатель, разработанный «ОДК-Старун», еще не сертифицирован.
В итоге лизинговая компания собирается расторгнуть договоры аренды самолетов в состоянии летной негодности. В госкорпорации «Ростех», в которую входит ОДК, заявили, что «проблемы в данном случае на стороне авиакомпании».
В правительстве Якутии напомнили, что два оставшихся судна SSJ100 летают в рамках программы субсидированных авиаперевозок единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» и обеспечивают более 40% ее объема. При этом в 2023 году власти Якутии планируют включить в программу еще одно судно SSJ100. Также якутское правительство просит федеральные власти компенсировать расходы лизингодателю за простой разобранных самолетов.
После введения санкций ЕС, запретивших поставки в Россию самолетов и комплектующих к ним, у производителя SSJ100 возникли сложности с выпуском новых лайнеров. Из запланированных 19 бортов в 2022 году будет произведено всего семь, писали «Известия» со ссылкой на источники в авиаотрасли.
Российским авиакомпаниям пока поставили только один лайнер, а еще шесть находятся в центре «Иркут» в Жуковском и «будут переданы эксплуатантам в ближайшее время», заверили в Минпромторге. По словам главного редактора портала «Авиа.ру» Романа Гусарова, десять поставленных самолетов в год в условиях санкций — это успех.
Однако, как замечает исполнительный директор агентства «Авиапром» Олег Пантелеев, уже собранные лайнеры станут потенциально проблемным активом для авиакомпаний, поскольку самолетам при ремонте потребуется замена импортных запчастей, которых в стране не осталось.