Россия отложила на два года разработку авиадвигателя ПД-35, который планировали использовать в проекте российско-китайского дальнемагистрального самолета CR929. Как рассказал в беседе с ТАСС заместитель генерального директора АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК, входит в «Ростех») Александр Иноземцев, это вынужденная мера, но закрывать проект Россия не собирается.
«По ПД-35 у нас были плановые сроки [разработки] до 2027–2028 года. Сейчас в связи со всеми событиями [сроки] сдвигаются на пару лет вправо, потому что средства сейчас перераспределены на наращивание объемов ПД-14, ПД-8, ПС-90А», — пояснил Иноземцев.
Двигатель ПД-8 разрабатывают для самолета SSJ New — импортозамещенной версии SSJ100 — и самолета-амфибии Бе-200. ПД-14 предназначен для установки на самолеты МС-21, Ту-204, Ту-214, Ил-76, Ил-78 и Ил-276. Двигатель ПС-90А также устанавливается на пассажирские самолеты семейства Ил-96, Ту-204, а также грузовые самолеты Ил-76.
ПД-35, разработка которого началась в 2016 году, — самый большой в линейке российских перспективных двигателей. Общий объем инвестиций в него изначально оценили в 180 млрд рублей. В 2021 году, когда ОДК впервые показала боевой газогенератор двигателя, премьер Михаил Мишустин пообещал дополнительно выделить 44 млрд рублей на разработку и производство.
«Планы огромные у нас. И надо сказать, что эти планы к 2030 году — больше 300 штук больших двигателей», — обещал Иноземцев.
Лайнер CR929 задумывался как общий проект Москвы и Пекина и первый со времен СССР широкофюзеляжный российский пассажирский самолет. Однако на фоне санкций, которые обрушились на российскую авиацию после начала вторжения в Украину, Пекин начал искать западных производителей, которые способны заменить российских партнеров. В частности, в качестве замены ПД-35 Китай рассматривает разработки Rolls-Royce и General Electric. Россия при этом отстает от плана не только в области разработки двигателя, но и в части создания планера из-за недостатка финансирования.
Экс-вице-премьер Юрий Борисов, выступая на форуме «Инженеры будущего» в конце июня, признал: «С Китаем этот проект идет в принципе не в том русле, которое нас устраивает. Китай по мере превращения в индустриального гиганта все меньше и меньше заинтересован в наших услугах». Он констатировал, что российское участие в проекте постепенно уменьшается, но не стал утверждать, что Москва из него выйдет.