Самолеты Airbus «без проблем» смогут летать в России еще десять лет, если авиакомпании найдут способ их поддерживать, заявил гендиреткор единой дальневосточной авиакомпании «Аврора» Константин Сухоребрик.
«Если ситуация не будет ухудшаться и мы найдем пути, как ее поддерживать, то наши магистральные А319 еще десять лет будут летать без проблем. А дальше эти самолеты просто постареют», — сказал Сухоребрик в интервью РБК.
Продажу самолетов России и запчастей к ним ЕС запретил на третий день российского вторжения в Украину. «Этот запрет на продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям ухудшит состояние одного из ключевых секторов экономики России», — говорилось в сообщении Брюсселя. Также подчеркивалось, что три четверти коммерческого воздушного флота России были построены в ЕС, США и Канаде.
Несмотря на это, по словам Сухоребрика, авиакомпания «Аврора» наладила поставку запчастей для самолетов Airbus A319. Однако он подчеркнул, что теперь компания относится к иностранным самолетам «более бережно».
После введения санкций иностранные лизинговые компании потребовали от российских авиакомпаний вернуть более 500 самолетов стоимостью 20 млрд долларов, говорил министр транспорта РФ Виталий Савельев в конце марта. В основном от России требовали вернуть самолеты Airbus и Boeing. В итоге российские компании лишились 10% импортных самолетов и перестали летать в «недружественные» страны, чтобы избежать ареста судов.
Правительство приняло решение перерегистрировать самолеты в России. В итоге у них возникли сложности из-за летных удостоверений, в которых указывалось два адреса регистрации. По этой причине российские авиакомпании не могут летать в Турцию, Китая и ряд других «дружественных» стран.
«Мы поступили в соответствии с российским регулированием, но машины все равно принадлежат лизинговым компаниям. Сейчас ситуация патовая, уровень принятия решений — межправительственный», — пояснил Сухоребрик.
Кроме проблем с импортными самолетами у России возникли трудности и с производством собственных лайнеров Superjet-100. В 2022 году корпорация «Иркут» должна была произвести 19 самолетов, но смогла только семь из-за отсутствия комплектующих и импортных деталей. «Отказ от поставки нам двигателей, авионики, конечно, потребовал пересмотреть все производственные программы», — говорил бывший вице-премьер Юрий Борисов.