Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Запад потребовал от Турции разблокировать поставки нефти через проливы

Нефтяной танкер в проливе Босфор в Стамбуле
Нефтяной танкер в проливе Босфор в Стамбуле Francisco Seco / AP / ТАСС

Действующий уже четвертый день потолок цены для российской нефти пока не привел к значимым изменениям на мировом рынке, за исключением одного непредвиденного последствия. Турция стала требовать от идущих из Черного моря танкеров дополнительных подтверждений страхования, из-за чего у пролива Босфор образовалась пробка. Причем стоят в ней в основном танкеры с нефтью из Казахстана.

Проход через турецкие воды был запрещен по меньшей мере 22 танкерам, пишет Financial Times. Турецкие чиновники опасаются, что поставки могут быть не застрахованы в соответствии с новыми санкциями, которые закрывают перевозящим российскую нефть танкерам доступ к европейскому страхованию, если она приобретена по цене более $60 за баррель. Западный чиновник, участвующий в определении механизма потолка, сказал газете:

Похоже, что примерно 20 танкеров с сырой нефтью, ожидающих прохода через [турецкие] проливы, везут нефть из Казахстана, – за исключением одного. Эти грузы при любом сценарии не попадают под ценовое ограничение, и их страховой статус никак не должен меняться по сравнению с предыдущими неделями или месяцами.

По информации председателя правления «Казмунайгаза» Магзума Мирзагалиева, у Босфора находятся до 10 судов, имеющих отношение к Казахстану, а всего там скопился 21 танкер, передал в четверг «Интерфакс-Казахстан». Правда, задержки превышают шесть суток, а «для декабря нормальное прохождение Босфора — это до 14 суток», сказал он.

Нефть из Казахстана, где ее добывают в том числе западные компании, такие как Chevron и Exxon Mobil, поступает в Новороссийск. Таким образом по трубопроводу Каспийского трубопроводного консорциума экспортируется 80% нефти Казахстана. Далее она танкерами вывозится через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы в Средиземное море, откуда отправляется покупателям.

То, что у Босфора застряли именно танкеры с грузом из Казахстана, объясняется тем, что на них приходится основной поток нефти из Черного моря, тогда как танкеров с российской нефтью за последние дни было лишь несколько, и они смогли доказать, что у них есть российская страховка, пишет Bloomberg.

Турция заявляет, что введенный Евросоюзом и странами «Большой семерки» потолок для цены российской нефти повышает риск прохода через ее воды незастрахованных танкеров. Она требует подтверждения наличия страховки на случай утечек и столкновений. Международный консорциум компаний, страхующих ответственность перед третьими лицами (P&I Clubs) и обеспечивающих страхование более 90% морских перевозок, заявляет, что не может выполнить это требование. Оно означает, что страховщики должны будут гарантировать покрытие даже в случае нарушения санкций.

Механизм потолка не требует от судов отдельной страховой гарантии на каждое путешествие, это правило придумано Турцией, настаивает западный чиновник — собеседник FT.

В ситуацию вмешался заместитель министра финансов США Уолли Адейемо, который курирует исполнение санкций. Во вторник он позвонил турецкому коллеге Седату Оналу и подчеркнул, что режим потолка применяется только к российской нефти и не требует дополнительных проверок судов, проходящих через территориальные воды Турции. «Оба чиновника отметили взаимный интерес в обеспечении надежных поставок на мировой энергетический рынок путем создания простого режима, который позволит обеспечить морские перевозки нефти через турецкие проливы», — говорится в сообщении Минфина США.

Министерство финансов Великобритании, где находится большинство страховщиков P&I Clubs, сообщило, что Великобритания, США и ЕС работают с турецкими властями над разрешением ситуации и причин мешать проходу судов нет.

Вместе с тем представители судоходной отрасли говорят FT, что возросли риски прохода через турецкие проливы танкеров без страховки или с покрытием от недостаточно надежных страховщиков.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку