Минтрансу предложили допускать к полетам в Россию только те иностранные авиакомпании, которые пройдут специальную программу оценки безопасности перевозчиков. Такая инициатива содержится в письме руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина на имя замминистра транспорта Игоря Чалика, пишут «Известия» со ссылкой на документ.
По замыслу Ространснадзора в России должна быть своя программа оценки безопасности полетов зарубежных авиаперевозчиков по аналогии с другими странами. Перед получением разрешения на совершение рейсов в Россию компании должны будут пройти аудит и получить сертификат. Без этого предлагается запретить совершать полеты в Россию и в ее воздушном пространстве.
На текущий момент авиакомпании совершают полеты на основании межправительственных договоров о воздушном сообщении и предоставленных планов полетов. В Ространснадзоре разработали проекты федерального закона и постановления правительства с поправками к нормативно-правовым актам, в том числе Воздушному кодексу. Также ведомство подготовило порядок выдачи иностранным авиакомпаниям одобрений, их ограничения и аннулирования.
Введение дополнительного контроля в ведомстве объяснили необходимостью контролировать деятельность зарубежных авиакомпаний и снизить количество авиационных инцидентов. Подобные механизмы регулирования действуют в ЕС, США, Великобритании, Китае, Израиле, ОАЭ, Монголии и других странах. В Ространснадзоре обращают внимание, что для российских перевозчиков в указанных странах действуют более жесткие требования, чем для авиакомпаний этих стран в России.
Так, например, Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) ввело программу оценки перевозчиков из третьих стран и выдает сертификаты безопасности для совершения полетов в ЕС. Такими разрешениями обладают 690 авиакомпаний мира, но российских перевозчиков среди них нет, так как из-за войны в Украине ЕС еще в апреле включил авиакомпании из России в черный список.
После снятия ограничений российским авиакомпаниям придется снова проходить оценку безопасности и получать сертификаты, а европейские перевозчики смогут сразу запустить рейсы в Россию, предупреждают в Ространснадзоре. Поэтому властям нужно создать симметричный механизм, объясняет глава ведомства Басаргин, называя это защитой интересов отечественных компаний.
Вместе с тем Ространснадзор просит наделить себя полномочиями проводить оценку безопасности иностранных авиакомпаний. Увеличения штатной численности ведомства и дополнительного финансирвоания это не потребует, заверяет Басаргин. Компаниям будет выдаваться разрешение сроком на два года, а в течение этого времени будет проводиться ежемесячный мониторинг, в частности компании должны будут предоставлять ведомству отчеты о произошедших инцидентах, показателях безопасности и инспекциях.
Инициатива Ространснадзора сократит и без того дефицитное предложение международных рейсов, повысит издержки и тарифы, а также создаст коррупционные риски, считает ведущий эксперт центра экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко. «Нужно иностранных перевозчиков не распугивать, а, наоборот, привлекать, учитывая то, что у них появилось огромное число рисков, связанных с полетами в Россию», — отметил эксперт.
При реализации предложения Ространснадзора нужно полностью исключить «политические» факторы, говорит исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Делать вопрос безопасности полетов рычагом политического и экономического давления на «недружественные» страны неправильно, согласился главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов.