Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Госдума приняла закон о передаче ФСБ данных о поездках на такси

Софья Сандурская / Агентство «Москва»

Правительственный законопроект о такси прошел второе чтение в Госдуме. Согласно документу, в России будут созданы реестры такси, а перевозчиков обяжут вести журнал заказов и хранить эти данные не менее шести месяцев. При этом доступ ко всем системам и базам получит ФСБ.

Как ожидается, сведения о перевозках, включая местоположение такси и водителя, будут отправляться в Региональную навигационно-информационную систему (РНиС). Новые нормы предполагают создание трех реестров: для служб заказа такси, для перевозчиков, а также для сбора информации о транспортных средствах, которые водитель вправе использовать.

Спецслужбы смогут проверять все данные, которые получают, хранят и обрабатывают сервисы, «в порядке, установленном правительством России».

Законопроект охватывает и другие вопросы. Например, разрешает работать таксистами самозанятым, без регистрации ИП, — для этого им нужно будет лишь заключить договор с агрегаторами. Водитель не сможет управлять такси, если у него более трех штрафов за нарушение ПДД или еще не прошел год с момента лишения водительских прав.

Эксперты предупредили, что после принятия закона может повыситься стоимость услуг, поскольку документ устанавливает солидарную ответственность агрегаторов в случае ДТП. Так, при аварии перед пассажиром должен отвечать не только водитель, но и служба заказа. Это касается причиненного при перевозке вреда жизни, здоровью, имуществу пострадавшего лица — речь идет об ущербе, не покрытом страховкой.

Представители агрегаторов и общественники настаивают на субсидиарной ответственности. В этом случае посредник будет отвечать только тогда, когда определена вина его самого или когда водитель или перевозчик не могут выплатить компенсацию. 

По мнению председателя Общероссийского объединения пассажиров Ильи Зотова, если законодатели не изменят этот пункт, цены повысятся не менее чем на 50%, поскольку агрегаторы будут вынуждены закладывать в стоимость услуг риски, уменьшить которые они не могут, а также потенциальные издержки по судебным процессам.

Помимо этого, в законе предъявляется ряд требований к автомобилям. На такси должны быть «шашечки» и опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше. Автомобили будут оснащаться прибором контроля за вниманием и усталостью водителей. В салоне разместят информацию о перевозчике и телефонный номер для жалоб.

Ранее глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев предлагал запретить управлять компаниями в сфере такси «лицам под иностранным влиянием», но потом отозвал свою поправку.

По данным вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, в сфере такси в России заняты 1,5 млн человек.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку