Госдума решила запретить подключать платежные сервисы к иностранным мессенджерам в России. В первую очередь под ограничение попадет Telegram, который развивает платежи для бизнеса.
Такая мера содержится в законопроекте депутата Антона Горелкина об ограничении иностранного участия в сервисах объявлений, который был принят 20 декабря во втором чтении. При этом «бизнес не был знаком» с нововведением, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к Минцифры.
Перед вторым чтением 20 декабря в документ, который изначально предусматривал ограничение в 20% на иностранный капитал в сервисах размещения объявлений, были добавлены новые положения о мессенджерах.
В частности, они запрещают с 1 марта 2023 года подключать к иностранным мессенджерам в России сервисы, позволяющие переводить средства. Также госкомпаниям и структурам, оказывающим госуслуги, запрещается использовать мессенджеры для передачи личных данных, информации о платежах, переводах и банковских счетах.
Вести перечень платежных сервисов, которым Госдума запретит интегрироваться с иностранными мессенджерами, будет поручено Роскомнадзору. Сейчас возможность платежей и денежных переводов есть в Telegram, который зарегистрирован в ОАЭ и на Виргинских островах, а также в WhatsApp, Messenger и Viber. Однако в России доступны платежи только в Telegram.
Также россияне могут совершать платежи в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», которые принадлежат российской VK и контролируются Кремлем.
Закон может лишить российские компании возможности встраивать зарубежные мессенджеры в свои сервисы взаимодействия с клиентами, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев.
В то же время Роскомнадзор может не отнести Telegram к категории мессенджеров, которых затронет регулирование, считает зампред комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Борис Единин.
«Законодательство об информации устроено так, что один и тот же сервис может попадать под регулирование различных правовых норм или попадать под требования к разным видам сервисов», — отметил он.