Экономисты Центробанка пришли к выводу, что импортозамещение, даже если его проводят эффективно, приводит к падению уровня жизни. Об этом пишут в научной статье «Экономика экспортера сырья в „новой реальности“: количественные и структурные параметры» экономисты ЦБ Мария Лымарь, Александр Реентович и Андрей Синяков. Выдержки из нее приводит РБК.
Они смоделировали несколько сценариев развития экономики в стране, которая нуждается в замене зарубежных товаров. В любом из них государство неизбежно отвлекает трудовую силу на импортозамещение и вынуждено поддерживать капиталоемкость ВВП на более высоком уровне. В результате уровень жизни снижается.
В своих подсчетов экономисты берут за основу Россию 2019 года, когда ее экономика, по их мнению, была полностью открыта, а ее структура не искажалась влиянием пандемии.
В такой стране ресурсы от экспорта (в первую очередь сырьевого) направляются на приобретение иностранных товаров и на инвестиции за рубеж. Поэтому нет потребности в отечественном производстве аналогов импортных товаров.
Затем экономисты помещают эту экономику в условия «новой реальности». В этой модели на экономику действуют два основных шока: прекращение движения капитала и невозможность использовать накопленные иностранные активы, в том числе из-за замораживания активов за рубежом.
После этого экономисты описали три возможных сценария.
Первый вариант — оптимистичный сценарий. Он подразумевает, что бизнес в стране успешно заменит зарубежные товары отечественными без потерь производительности. В таком случае ВВП сначала резко снизится, но затем будет медленно восстанавливаться в течение 15 лет.
При нейтральном сценарии стране удалось только частично наладить импортозамещение. Качество отечественных товаров в таком варианте не гарантировано. При этом потребительские товары замещаются лучше, чем инвестиционные продукты. ВВП при таком сценарии также сначала падает, а потом восстанавливается только частично. Потребление населения снижается, уровень жизни падает ниже, чем в оптимистичном сценарии.
Последний пессимистичный сценарий реализуется при низком уровне импортозамещения. Население минимально потребляет отечественные товары, которые напрямую закупаются за счет экспортных ресурсов. ВВП при таком сценарии не восстанавливается, а падает на треть от базового. Он будет падать из-за вынужденного использования труда и капитала в импортозамещении, сокращения экспортных поступлений, уменьшения масштабов экономики.
Все попытки стран за последние пару сотен лет полностью заменить импорт заканчивались провалом, сказал РБК директор центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, есть смысл заменять только критический импорт.
«Особенно критично для России стоит вопрос технологий, но их не удастся заместить лишь прямыми денежными вливаниями: нужны знания и компетенции, которых нет», — сказал экономист.