Власти Венгрии настаивают на исключении девяти россиян из санкционных списков Евросоюза. В их числе — олигархи Алишер Усманов, Петр Авен и Виктор Рашников, которых Будапешт уже пытался вывести из-под санкций в сентябре, напоминает «Свободная Европа».
Евросоюз должен согласовать санкционные списки и при необходимости продлить их действие до 15 марта. Премьер-министр страны Виктор Орбан критикует политику ЕС по отношению к Москве на фоне войны в Украине: он считает, что санкции нанесли ущерб блоку, не ослабили Россию и не помогли Украине.
Будапешт также настаивает на снятии санкций с сестры Усманова Гульбахор Исмаиловой, делового партнера Авена Михаила Фридмана, совладельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина и его сына Никиты, а также бизнесменов Григория Березкина и Вячеслава Кантора.
Гульбахор Исмаилова стала фигурировать в санкционных списках после того, как расследование показало, что Усманов косвенно передал ей свои активы. Авена называют одним из 50 олигархов которые «регулярно встречаются с Владимиром Путиным в Кремле».
Мазепин, по данным ЕС, является «членом ближайшего окружения Владимира Путина» и «одним из ведущих бизнесменов, работающих в секторах экономики, обеспечивающих существенный источник доходов» для российских властей. Его сын Никита до введения санкций ЕС был членом команды Haas в «Формуле 1».
Кантор, как утверждает Брюссель, «неоднократно открыто заявлял о своей поддержке и дружбе с президентом Путиным и поддерживает хорошие отношения с Кремлем». Березкин в официальном журнале ЕС упоминался как «„приспешник“ президента Владимира Путина».
В сентябре, когда Венгрия также пыталась вывести российских олигархов из-под санкций, эта процедура была использована как предлог, чтобы чтобы вынудить Брюссель одобрить выделение средств для Будапешта. Ранее эти средства были заблокированы из-за опасений, что в стране нарушается верховенство права, пояснили источники Politico. В итоге Чехии, которая председательствует в ЕС, удалось договориться с Венгрией.
Не менее 21 российского миллиардера подали в суд на ЕС за введение санкций. Они утверждают, что юридические обоснования для запретов на поездки и замораживание их активов внутри ЕС являются ошибочными. По данным Financial Times, в документах, обосновывающих санкции, использовались статьи с новостных сайтов и сообщения в социальных сетях.