СИНГАПУР, 19 янв (Рейтер) - Поставки дизельного топлива из Азии возрастут в 2023 году спустя год, прошедший при ограниченных запасах, поскольку НПЗ наращивают производство в попытке извлечения большей прибыли, а Китай стимулирует объемы экспорта за счет новых квот, указывают отраслевые источники и аналитики.
Благодаря повышению поставок азиатские НПЗ смогут заполнить часть спроса в Европе после вступления в силу 5 февраля эмбарго на импорт российских нефтепродуктов. Увеличение производства дизтоплива в регионе также, возможно, позволит удовлетворить прогнозируемый рост спроса в Индии и Юго-Восточной Азии.
Ожидается, что маржа на дизтопливо в Азии и премия <GO10-SIN-DIF> снизятся в конце первого квартала с ожидаемым превышением поставок над уровнем спроса. Тем временем европейские хранилища заполнены до отказа в преддверии санкций, ограничивая на данный момент потребность в нефтепродуктах из Азии.
На это указывает тот факт, что январские и февральские объемы дизтоплива с поставкой из Азии, реализуемые через тендеры, торговались со скидкой от $0,5 до $4 за баррель к сингапурским котировкам..
По данным консалтинговой компании Wood Mackenzie, в 2023 году поставки дизельного топлива из Азии могут увеличиться почти на 3% по сравнению с предыдущим годом, в то время как темпы роста спроса будут отставать примерно на 1%.
Объем переработки нефти на НПЗ в Азии в первом квартале текущего года может вырасти на 2,8% по сравнению с четвертым кварталом 2022 года до 31,1 миллиона баррелей в сутки, по оценке Wood Mackenzie. В целом за год этот показатель может увеличиться на 4,7% по сравнению с уровнем 2022-го.
«Рост будет происходить в основном за счет Индии, Японии и Кореи, при этом крупные НПЗ повысят объемы переработки после ремонтных работ в четвертом квартале 2022 года на фоне крепкой маржи», - сказала Дафна Хо из Wood Mackenzie.
Показатели производительности японских НПЗ демонстрировали рост на прошлой неделе, следует из официальных данных. В свою очередь, тайваньский нефтепереработчик Formosa Petrochemical Corp также повысил средние объемы переработки нефти на январь-февраль до 480.000 баррелей в сутки с 420.000 баррелей в сутки в четвертом квартале 2022 года, сообщил представитель компании К.Ю.Линь.
«Каждый НПЗ будет максимально наращивать объемы переработки до середины 2023 года, поскольку основные нефтепродукты в цепочке сейчас приносят прибыль», - сказал Линь.
Покупатели также могут посматривать на азиатских поставщиков, поскольку два НПЗ в Саудовской Аравии будут остановлены на профилактические ремонты в январе и феврале, добавил он.
КИТАЙСКИЙ ФАКТОР
Объемы экспорта дизтоплива из Китая останутся на высоком уровне, так как власти страны выделили новый пакет квот на экспорт нефтепродуктов в 2023 году, а у НПЗ появилась возможность подзаработать на фоне высокой маржи экспорта.
В январе ожидается снижение экспорта до 2 миллионов тонн, или 497.000 баррелей в сутки, согласно усредненным прогнозам Wood Mackenzie и китайских консалтинговых компаний Longzhong и JLC. Это ниже декабрьских объемов в 2,79 миллиона тонн, но выше среднемесячного значения в 1,63 миллиона тонн в период с сентября по ноябрь 2022 года.
Рост экспорта из Китая частично компенсирует сокращение поставок из России, значительное влияние на экспорт нефтепродуктов которой, как ожидается, окажут западные санкции.
По словам аналитика компании Vortexa Серены Хуан, после вступления в силу эмбарго ЕС в феврале российскому дизтопливу в объеме до 670.000 баррелей в сутки, ежемесячно поставляемому в Европу, предстоит найти альтернативные рынки сбыта в Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке. Таким образом, поставки из РФ могут вытеснить регулярно поступающие в эти регионы нефтепродукты из Азии.
Трейдеры при этом рассматривают возможности отправки дизтоплива из Азии в Европу для восполнения объемов после сокращения грузопотока из РФ. Так, к примеру, Латвия в начале января импортировала первую партию дизтоплива из Китая.
Объем ввозимых в Европу нефтепродуктов из Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии вырос более чем в четыре раза во второй половине 2022 года до порядка 103.000 баррелей в сутки по сравнению с первым полугодием, показали данные Refinitiv.
«Ряд потенциальных брешей (в поставках) может быть заполнен Японией и Южной Кореей, которые усиленно пытаются отхватить большую долю европейского рынка (несмотря на меньшую удаленность ближневосточных поставщиков)», - отметил Джанив Шах из Rystad Energy.
Уверенный рост спроста в Индии, Индонезии и Вьетнаме также может стимулировать НПЗ к увеличению производства, считают аналитики.
Ожидается, что спрос на дизтопливо в Индии - втором по величине потребителе топлива в Азии после Китая - вырастет на 5-6% в этом году, в то время как потребление в Индонезии и Вьетнаме может увеличиться на 6-7%, сказал аналитик Wood Mackenzie Ли Куан Хуэй.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду: (Трикси Яп)