Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Производство судов в России обрушилось на 20% из-за санкций

Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Российские верфи в первый год войны против Украины сократили количество произведенных судов примерно на 20%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные INFOLine Shipbuilding Russia Top.

В категории более 50 тонн объем построенных судов сократился на 18 единиц, до 70 штук. Также было завершено всего 35 малых судов и катеров тоннажем менее 50 тонн, что в 2,6 раза меньше, чем в 2021 году (91 единица).

Гражданских судов было сдано на 6 единиц меньше — 55 штук, а в военном и специальном судостроении производство кораблей и подводных лодок упало вдвое — до 15 единиц.

При этом суммарный тоннаж крупных и средних кораблей вырос на 55,2%, до 514 тыс. тонн, а в гражданском судостроении — на 80%, до 452 тыс. тонн. На танкерный флот пришлось 53,2% всего сданного тоннажа.

Рост тоннажа связан со сдачей ССК «Звезда» двух танкеров Aframax для «Совкомфлота» и «Роснефтефлота» тоннажем 136,7 тыс. тонн каждый.

По стоимости выполненных заказов лидирует Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), которая выпустила кораблей на сумму 161,6 млрд руб. Больше всего заработали входящие в корпорацию заводы «Севмаш» (60 млрд руб.), Балтзавод (42,2 млрд) и «Адмиралтейские верфи» (24,8 млрд).

В 2023 году ОСК ожидает роста количества сданных судов, однако у корпорации нарастают трудности с санкциями. Первые ограничения были введены еще в 2014 году. Несмотря на это, заказчики судов, в том числе рыбопромысловых, настаивали на том, чтобы в них использовалось зарубежное оборудование.

«Ряд этих проектов был реализован, по отдельным возникли сложности с поставками оборудования и участию иностранных специалистов в его монтаже. Сложности постепенно нарастали до февраля 2022 года, а с февраля они приняли системный характер», — пояснили в корпорации.

Сейчас ОСК ищет альтернативных поставщиков, чтобы справиться с санкциями и работает над производством собственных комплектующих. «Идет работа над новыми проектами, в которых используются только отечественные комплектующие или поставки дружественных стран. В новом ледоколе проекта 21900М2, который заложен в Выборге, из 250 позиций с импортным оборудованием закрыты все 250», — подчеркнули в корпорации.

В 2023 году в России произведут не более 60–70 гражданских судов водоизмещением более 50 тонн, прогнозирует глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Для производства будет использоваться оборудование из «недружественных» стран, которое было поставлено еще до весны 2022 года. Но к 2024-му запасы закончатся, и год станет наиболее сложным с точки зрения сдачи судов, предупредил эксперт.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку