Девять российских авиакомпаний прекратили полеты в 2022 году, тогда как за предыдущие пять лет с рынка авиаперевозок ушли всего пять компаний, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на реестр Росавиации.
Регулятор приостановил сертификаты эксплуатанта у четырех авиакомпаний, а еще у одной — «Скол» — аннулировал его. Три сертификата были аннулированы по заявлению самих перевозчиков, которые не смогли выполнять полеты из-за санкций.
Прекратила работу авиакомпания «Камчатка», которая не получила три самолета Cessna Grand Caravan от американского производителя. Компания SkyGates, занимавшая третье место по объему грузоперевозок в России, теперь эксплуатирует два Boeing 747 в Азербайджане.
Не смог начать перевозки «Быстролет» из Петербурга. Компания предполагала летать на джетах Hawker Beechcraft, но в ноябре 2022 года Росавиация приостановила сертификат из-за отсутствия самолетов.
Осенью принадлежащая «Вертолетам России» «Роствертол Авиа» подала заявление о присотановке работы, поскольку у нее остался один вертолет для пассажирских и грузовых перевозок. «Проект не взлетел исходно, проблемы усугубились сложностями с запчастями», — пояснил близкий к «Ростеху» источник.
Также остановили полеты после введения санкций против России: связанная с Coral Travel чартерная Royal Flight, бизнес-оператор «Сириус Аэро» и два входящих в ГК «Волга-Днепр» грузовых перевозчика — «Атран» и AirBridgeCargo. Все они пока сохраняют сертификаты эксплуатантов.
В условиях санкций уход авиакомпаний в грузовом и деловом сегментах был ожидаемым, говорит главный редактор портала frequentflyers.ru Илья Шатилин. По его словам, в 2023 году сохраняется сложная ситуация из-за двойной регистрации самолетов и закрытых зарубежных рынков. Он приводит в пример компанию iFly, бизнес-модель которой была стабильной, пока ей не отрезали путь в Египет.
Однако положение крупных авиакомпаний выглядит прочным, но только благодаря масштабной поддержке и субсидиям со стороны правительства. Хотя и они могут оказаться в зоне риска из-за самолетов SSJ-100, если власти не решат проблему дефицита двигателей SaM-146.
Тем не менее эксперты не ждут ухода с рынка крупных авиакомпаний в обозримом будущем. По словам источника на рынке, в начале 2000-х годов в России было более 300 коммерческих авиакомпаний, а сейчас — 114. При этом две трети пассажиропотока обеспечивает топ-5. Об уходе могут заявить только небольшие региональные перевозчики, но и они могут уйти «под крыло более крупных конкурентов», заключает источник.