Концерн Toyota стал первым иностранным автопроизводителем, который возобновил поставки запчастей в Россию после ухода из страны, пишут «Известия» со ссылкой на письмо российской «дочки» компании «Тойота Мотор».
С конца 2022 года «Тойота Мотор» восстановила прямые поставки компонентов для гарантийного ремонта автомобилей и их технического обслуживания, а также одобрила параллельный импорт для официальных дилеров, отметил в письме управляющий генеральный менеджер департамента поставки запчастей и складских операций компании Андрей Щербаков.
Документ был направлен в суд, который рассматривает иск «Общества потребительской инициативы» (ОПИ) и Роспотребнадзора к «Тойота Мотор» из-за несоблюдения прав потребителей. Чиновники и общественники потребовали, чтобы Toyota возобновила поставки запчастей в Россию.
Как и прочие иностранные автопроизводители, Toyota остановила свой завод и прекратила поставки в Россию автомобилей и комплектующих после начала войны России против Украины. При этом компания ссылалась на западные санкции, торговые и логистические ограничения.
В автоконцерне заверили, что принимают все возможные меры, чтобы поддержать работу дилерской сети в России и защитить интересы российских потребителей. «Поставки некоторых деталей возобновлены в тестовом режиме для проведения гарантийных ремонтов и отзывных кампаний (производитель отзывает у автовладельцев продукцию для устранения дефектов)», — заявили в пресс-службе «Тойота Мотор».
Там также отметили, что ключевым препятствием для возобновления полноценных поставок остаются «сереьзное нарушение логистических цепочек поставок». Ситуацию с параллельным импортом в компании официально не комментируют.
«Большая часть комплектующих санкциями не запрещены, ввозить детали в страну можно, тем более что в конце года внешняя торговля во многих отраслях экономики возобновилась», — говорит независимый эксперт автомобильного рынка Владимир Беспалов. Он допускает, что компании потребовалось время, чтобы найти решение по возобновлению поставок в новых условиях.
В ОПИ намерены добиться восстановления поставок всех зарубежных автокомпаний. «Все действия и заявления других автопроизводителей, ссылающихся на мифические трудности, — среди них санкции, изменение цепочек поставок — это сознательное нарушение прав граждан и попытка уйти от ответственности», — сказал председатель ОПИ Олег Павлов.
На текущий момент дилеры всех автобрендов используют запчасти, которые они ввезли по параллельному импорту, говорит глава «Автостата» Сергей Целиков. «Автоконцерны разрешили это делать, если на складах дилеров нет нужных комплектующих для их установки по гарантии», — отметил эксперт.
После начала войны в Украине в феврале 2022 года в России закрылись или приостановили свою работу 16 из 19 автомобильных заводов. Почти все иностранные автопроизводители прекратили поставки своих автомобилей и запчастей для них в Россию. В результате на рынке осталось всего 14 марок, только три из которых российские, а остальные — китайские.