Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Котировки российской нефти переехали в Азию вместе с объёмами, но вырасти пока не смогли

МОСКВА, 23 янв (Рейтер) -

* Поставки Urals на базисы CIF NWE и MED невозможны с 5 декабря 2022 года

* Активность на рынке Urals в окне Platts отсутствует с марта 2022 года

* Цены на Urals формируются на рынках Азии

* Значительные дисконты на Urals на базисах FOB и CIF - результат дорогого фрахта и сокращения числа стран-импортеров сорта

Россия резко нарастила морской экспорт эталонного сорта Urals в январе, однако выручка от продажи нефти из портов на западе РФ упала до многолетних минимумов, при этом продавцам пришлось отказаться от традиционных базисов для сделок, говорят участники рынка.

Потребители и трейдеры уверились, что Россия найдёт способы компенсировать потерю рынка ЕС и готова доставить свою нефть в Азию, даже заплатив за этот успех высокую цену.

«Кризис (поставок) миновал еще в декабре, и рынок успокоился. Я думаю, что России удастся найти достаточно тоннажа для поставок нефти в Азию, а экспорт в январе вырастет. Поэтому и цены не растут (так сильно, как ожидалось)», - сказал собеседник Рейтер в крупной западной компании.

В первой половине января РФ уже увеличила поставки нефти из балтийских портов покупателям на востоке, в первую очередь в Индии, но затраты на перевозку нефти на удаленные рынки сказываются на котировках.

Скидка на Urals на базисе DES (Delivered Ex Ship, Incoterms) в индийских портах для грузов с перевалкой в январе выросла до рекордных значений: $15-$20 за баррель к датированному эталону. В декабре скидки составляли $12-$15 за баррель, в ноябре - $10-11 за баррель, а в октябре - $5-$8 за баррель, показал мониторинг Рейтер.

При этом стоимость Urals на базисах в портах отгрузки - FOB Приморск <URL-PRMSK> и Новороссийск <URL-NVRSK>, по оценкам Рейтер, в первой декаде января находилась в диапазоне от $39,63 до $45,28 за баррель - на минимальном уровне с четвертого квартала 2020 года.

Укрепление курса рубля к доллару США в условиях падения абсолютных цен на сорт в ряде случаев может привести к падению выручки от реализации нефти до уровней ниже себестоимости, свидетельствуют расчеты Рейтер.

СКИДКИ ЕСТЬ, А РЫНКА НЕТ

Ранее в качестве рыночной котировки Urals использовались главным образом дифференциалы сорта на европейских базисах CIF Роттердам и CIF Аугуста. Скидка на Urals к датированному эталону на этих базисах оценивается сейчас в размере $32 и $27 за баррель соответственно <URL-NWE-E> <URL-E>, но поставки сорта в Европу почти прекратились с введением ЕС 5 декабря эмбарго на импорт российской нефти.

Физическая ликвидность котировок Urals на базисах CIF Северо-Западная Европа и Средиземноморье приблизилась в 2022 году к нулю, а обсуждение цен на партии сорта сместилась на базисы FOB в российских портах погрузки и DES в портах покупателей в Азии.

При этом «декоративные» котировки Urals на базисах CIF Роттердам и Аугуста продолжают использоваться участниками рынка для формирования цен по ряду контрактов, в том числе на поставки нефти по системе трубопроводов Дружба, а также в качестве одного из компонентов стоимости экспортной смеси из Казахстана - KEBCO.

ДЕМПИНГ И ДОПИНГ

Россия уже в ноябре 2022 заняла первое место среди поставщиков нефти на рынок крупнейшего мирового импортера - Китая, добившись первенства и в Индии, где российский импорт опередил Ирак, но экономика нефтеэкспорта из РФ на этих направлениях оставалась слабой в декабре и январе из-за рекордных ставок фрахта и роста конкуренции между поставщиками за потребителей в Индии.

Участники рынка Urals возлагают большие надежды на повышение спроса со стороны Китая, который может уменьшить дисконт для российской смеси в регионе.

Затраты на фрахт в Азию - основная статья расходов экспортеров Urals - в ближайшее время также могут снизиться: «теневой флот» и суда Совкомфлота уже сегодня вывозят львиную долю сырья из портов РФ, а возобновление устойчивого потока Urals в Азию на супертанкерах (VLCC) способно радикально сократить затраты на фрахт, полагают трейдеры.

По данным источников в торговых кругах, по меньшей мере четыре супертанкера китайских компаний были задействованы для вывоза Urals в Китай в декабре 2022 - январе 2023 года, а еще один VLCC везет сорт в Индию.

Кроме того, оживление спроса в Китае внушает надежды на глобальный рост цен на сырье - фьючерсные контракты на нефть Brent подорожали с середины декабря примерно на $10 за баррель до около $88 за баррель на торгах в понедельник на ожиданиях выхода Китая из периода ковидных ограничений.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку