Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

РЖД поставляет китайские редкоземельные металлы для европейского оружия

Виталий Невар / ТАСС

Европа закупает в Китае 90% редкоземельных металлов. Они нужны для производства микрочипов и электроники, которые используются в том числе в современных видах вооружений.

Поставки осуществляются в основном по железной дороге через Россию. С помощью РЖД европейские оборонные заводы немногим более чем за две недели получают из Китая металлы, которые затем идут на производство оружия, в том числе поставляемого в Украину. Так, лантан применяется для изготовления бронебойных боеприпасов, а вольфрам — противотанковых вооружений.

За девять месяцев 2022 г. объем поставок редкоземельных металлов из Китая в Европу по российским железным дорогам более чем вдвое превысил показатель за весь 2021 г., согласно данным Евросоюза, с которыми ознакомился Bloomberg. В стоимостном выражении этот импорт вырос более чем на 80%, до 377 млн евро ($408 млн).

«Просто поразительно, что, несмотря на все санкции, эта цепочка поставок все еще работает, — сказал агентству Майкл Вермсер, основатель компании Norge Mining. — Это подчеркивает важность редкоземельных металлов и показывает, насколько мы от них зависим». На Всемирном экономическом форуме в Давосе на прошлой неделе Вермсер обсуждал с коллегами по отрасли возможность диверсификации поставок. Norge Mining ведет разведку в Норвегии и год назад увеличила оценку залежей фосфатов, ванадия и титана с 240 млн до 910 млн тонн. Ванадий и титан очень важны для оборонной и авиационной отраслей, а их главными производителями являются Китай и Россия.

Так, до начала войны «ВСМПО-Ависма» обеспечивала 35% всех потребностей в титане Boeing и 65% — Airbus. Boeing смог отказаться от закупок российского металла еще весной 2022 г. Но гендиректор Airbus Гийом Фори призывал западные страны не запрещать покупку российского титана, и в июле Евросоюз не стал вводить санкции против «ВСМПО-Ависмы». Однако Airbus все равно старается диверсифицировать поставки и сообщил в декабре, что перестанет закупать этот металл у России в течение нескольких месяцев.

Вольфрам, 83% которого добывается в Китае, применяется в аккумуляторах, магнитах и микрочипах. Спрос на него подогревается «военными расходами, растущими из-за российско-украинского конфликта», сообщает компания Tungsten West, которая планирует в этом году начать добычу вольфрама на юго-западе Англии.

Поставки китайских металлов по российским железным дорогам критически важны для Европы, и в июле Еврокомиссия публиковала разъяснения, подчеркивая, что следующие транзитом через Россию товары не подпадают под санкции. Доставка по железной дороге из Уханя в Дуйсбург на западе Германии занимает всего 16 дней, везти товары морем из Китая в северную Европу вдвое дольше.

Нынешняя ситуация — не прецедент, говорит Рафаэль Лосс, специалист по торговле военной продукцией из Европейского совета по международным отношениям: во время Второй мировой войны Япония использовала металлолом из США для своих боевых кораблей, а в годы холодной советские металлы использовались в западном военном арсенале.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку