Число актуальных объявлений о продаже легковых автомобилей от частных лиц на классифайдах (avito, auto.ru, drom.ru и т. д) за 2022 год стало рекордным. В московском регионе оно выросло на 85% (до 99 000 объявлений в месяц), в Санкт-Петербурге — на 80% (23 500), а в других регионах России — на 54% (до 390 000), подсчитал проект «Avito Автохаб».
При этом количество объявлений от дилеров в течение года существенно не менялось, и частники стали теснить на рынке дилеров и перекупщиков, отмечает один из основателей «Автохаба» Гаджи Курбанов. В Москве к осени доля дилеров в общем объеме предложения снизилась на 10%. В Санкт-Петербурге перемены заметнее: если в январе 2022 года больше половины объявлений о продаже машин были от дилеров, то в декабре на них приходилось только 38%.
Повышенную активность частников обеспечили массовая эмиграция, экономическая неопределенность и перегонщики, говорят опрошенные VPost эксперты. Прекращение официальных поставок международных автомобильных брендов и закрытие почти всех производств иномарок в России возродили в стране профессию автоперегонщика, признавался гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Мало того, что дилеры стали растаможивать автомобили в России на физических лиц (это дешевле и проще с точки зрения оформления документов), так еще и сами граждане не сидели сложа руки: соцсети заполнились предложениями привезти машину хоть из Японии, хоть из Германии, хоть из Турции.
В результате импорт иномарок с пробегом за прошлый год вырос, по оценке «Автостата», на 91% — до почти 260 000 автомобилей, их ввоз неуклонно рос и к октябрю приблизился к 40 000 штук в месяц. Столько было только в 1990-х, вспоминал Целиков. Подорожание новых иномарок потянуло за собой цены и на подержанные: по оценке «Автохаба», средняя цена в объявлении выросла с января на 40%, до 1,28 млн рублей — в Москве, а в регионах — на 25%, до 699 000 рублей.
Параллельно с весны распродавали автомобили россияне, решившие покинуть страну, — это увеличило предложение. Весной торговцы автомобилей с пробегом признавались, что среди продавцов появились потерявшие работу или ожидавшие финансовых проблем россияне. Так или иначе заметный рост числа объявлений и в столице, и в регионах «Автохаб» зафиксировал уже по итогам апреля. «Если раньше нам практически все машины сдавали по трейд-ин, то теперь почти все клиенты рассказывают одно и то же: вынуждены продавать машину из-за неприятных обстоятельств, — рассказывал сотрудник центра по продаже автомобилей с пробегом. — Кто-то по финансовым причинам расстается со второй машиной в семье, кто-то — с единственной, если редко ей пользуется. А кто-то уехал из страны и поэтому продает».
Впрочем, выставить машину на продажу — не значит продать ее. По данным «Автостата», продажи легковых автомобилей с пробегом в России за год снизились на 19%, до 4,86 млн. Это во многом следствие сокращения трейд-ин из-за дефицита новых авто. Их продажи за год снизились на 59%, западные бренды ушли из России. Из-за падения доходов и рухнувшего импорта многие решили или были вынуждены отказаться от замены машины на новую. Число объявлений от дилеров почти не выросло. В результате общее число актуальных объявлений о продаже машин с пробегом (с учетом предложений от дилеров) в декабре выросло в Москве на 45%, до 127 000 объявлений, на 40% в Санкт-Петербурге и Ленобласти (37 600) и регионах (549 000).
На дилеров и перекупщиков приходится лишь около половины сделок с подержанными машинами, реальный рынок больше рынка перерегистраций, говорит Курбанов. В конце года спрос на подержанные машины вырос, а перекупщики и многие дилеры не регистрируют сделки, пока не продадут авто конечному покупателю, так что статистика запаздывает, отмечает он.