Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Казахстан увеличил экспорт нефтегрузов через Грузию в 10 раз в 22г, избегая порты РФ

МОСКВА, 1 фев (Рейтер) - Казахстан в десять раз нарастил экспорт нефтеналивных грузов через порты Грузии в 2022 году, разыграв сразу две карты: разделение ресурсов с санкционными российскими потоками и восстановление транзита через Батумский нефтяной терминал (БНТ), принадлежащий казахстанской транспортной монополии Казтрансойл (КТО). По данным КТО, перевалка нефти, нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Батуми выросла в 2022 году до 1,927 миллиона тонн с 1,324 миллиона тонн в 2021-м. «В настоящее время БНТ рассматриваются различные варианты увеличения объемов перевалки нефти. Сроки планирования и реализации определяются», - сообщила пресс-служба КТО в письменном ответе на запрос Рейтер. Всего Казахстан увеличил поставки этих грузов в порты Грузии до 1,328 миллиона тонн в 2022 году по сравнению с 0,135 миллиона тонн в 2021-м, сократив экспорт через российские порты соответственно до 1,862 миллиона тонн с 2,554 миллиона тонн, согласно расчётам Рейтер на основе данных трейдеров и экспедиторов. Казахстан, бюджет которого строится на доходах от сырьевого экспорта, использует основные маршруты поставок в западном направлении, проходящие через Россию, но хотел бы снизить эту зависимость, говорил прошлым летом президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Кроме того, беспрецедентные санкции против Москвы сужают экспортные возможности для поставок нефти и нефтепродуктов с отгрузкой из РФ, оказывая давление на цены сделок. Маршруты в Батуми привлекли ряд экспортеров, которые ранее часто предпочитали грузинскому нефтяному терминалу более рентабельные направления, в том числе трубопроводные маршруты или железнодорожные в порты РФ и Прибалтики. «Батуми - это альтернативное направления (российским портам), экспорт в этом направлении вырос из-за санкций, экономика при этом не играет роли», - сказал трейдер. Порт Батуми летом прошлого года отказался разгружать турецкий танкер, доставивший в Грузию нефть из России. Крупнейший производитель нефти и газа в Казахстане - Тенгизшевройл в прошлом году отгрузил в порт Батуми 252.510 тонн нефти, поспешив найти запасной маршрут для вывоза сырья во время внеплановых ремонтов на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), несмотря на более дорогую и сложную транспортировку в Батуми. Кроме того, ТШО, потеряв возможность транзита СУГ через РФ в Украину, увеличил в прошлом году вывоз продукта через Батуми в два раза, до 188.521 тонн, по данным экспедиторов. Представитель Chevron, основного акционера ТШО, в письменном ответе на запрос Рейтер сообщил, что компания не комментирует коммерческие вопросы. МАЗУТ Батуми стал также крупным направлением для экспорта казахстанского мазута, но по другой причине: из-за ухудшения качественных характеристик продукт Чимкентского НПЗ просто перестали принимать в российском порту Тамань, говорят трейдеры. «Мазут Чимкентского НПЗ стал более вязким, больше серы, парафинов, он долго сливается (из цистерн), из-за этого возникает риск затоварки», - пояснил трейдер. Качество продукта упало после поступления на завод тяжелой нефти с мангистауских месторождений по реверсному нефтепроводу Атырау-Кенкияк. Поставки мазута в 2022 году в порт Батуми из Казахстана выросли до 711.940 тонн с 38.036 тонн в 2021-м. Еще 160.300 тонн продукта было экспортировано через другие порты Грузии в сравнении с 9.700 тонн годом ранее, по данным экспедиторов. При этом Тамань так и осталась основным экспортным направлением для вывоза мазута из Казахстана (около 1 миллиона тонн в 2022 году), но вместо чимкентского мазута переваливает продукт Атырауского НПЗ и мини-заводов. Помимо казахстанских грузов в Батуми в прошлом году экспортировались и российские нефтепродукты общим объемом 21.406 тонн. Объемы казахстанских и российских производителей БНТ не смешивает и отгружает сегрегированно, говорят трейдеры. Казтрансойл в письменном ответе на запрос Рейтер сообщил, что «перевалка нефтепродуктов в ООО Батумский нефтяной терминал осуществляется сегрегировано, смешение с российскими нефтепродуктами отсутствует». Батумский нефтяной терминал (БНТ) имеет общую мощность перевалки нефти и нефтепродуктов 12 миллионов тонн в год, однако из-за наплыва транзитных грузов на БНТ в апреле-мае вводился конвенционный запрет на поставку грузов по железной дороге в направлении порта, а часть продукции была перенаправлена на другой грузинской терминал - Кулеви. Три причала на БНТ позволяют принимать суда водоизмещением от 5.000 до 140.000 тонн. Перевалка нефти и нефтепродуктов на БНТ упала до минимума 1,050 миллиона тонн в 2020 году с 4,355 миллиона тонн в 2014 году, по данным мониторинга Рейтер. Ниже представлены объемы перевалки нефти, нефтепродуктов и СУГ на БНТ в 2022 году, по данным Казтрансойла (в тоннах): Продукт Страна происхождения Объем, т Всего: 1.927.000 в том числе: Нефть Казахстан, Россия (до введения санкций), Туркмения 279.000 Мазут, ВГО Казахстан, Азербайджан, Грузия, Киргизия, Туркмения 939.000 Дизтопливо, автобензин Румыния, Болгария, Россия, Туркмения 528.000 СУГ Казахстан 181.000

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку