Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

РФ сократила экспорт СУГ на 11% в 22г в поисках новых рынков на фоне западных санкций

МОСКВА, 1 фев (Рейтер) - Российские экспортеры, включая российско-казахстанский Казросгаз, снизили железнодорожные отгрузки сжиженного углеводородного газа (СУГ) на внешние рынки в 2022 году на 10,8% по сравнению с 2021-м до 3,496 миллиона тонн с 3,919 миллиона тонн, свидетельствуют данные источников в отрасли. По словам трейдеров, причиной сокращения экспорта стал поиск новых маршрутов из-за потери рынка Украины и прекращения транзита через её территорию, а также снижение закупок потребителями в Северо-Западной Европе, несмотря на отсутствие санкций в отношении сжиженного газа из РФ. По данным трейдеров, наибольшее падение отмечается по заводам Роснефти (-398.000 тонн к 2021 году), Лукойла (-184.000 тонн), Сургутнефтегаза (-183.000 тонн) и Сибура <IPO-SIBU.L> (-181.000 тонн) ввиду ограниченных экспортных возможностей после прекращения отгрузок в Украину и транзита через её территорию в Восточную Европу, а также сокращения поставок в Финляндию и другие страны. В то же время в прошлом году значительно вырос экспорт СУГ с приграничных газонаполнительных станций (ГНС) России - в 16 раз, до 248.000 тонн с 15.000 тонн, из-за значительного перекоса (в три-четыре раза в пользу внешних рынков) между экспортным паритетом и ценами на внутреннем рынке РФ. Кроме того, более чем вдвое нарастила экспорт СУГ Иркутская нефтяная компания (+113.000 тонн к 2021 году) после запуска Усть-Кутского газоперерабатывающего завода (ГПЗ) в августе прошлого года. «ИНК за счет запуска Усть-Кутского ГПЗ ворвалась в тройку лидеров по экспорту и может еще нарастить отгрузки в этом году примерно вдвое, до 70.000-80.000 тонн в месяц, при стабильной работе завода и наличии газовых цистерн для вывоза СУГ», - считает источник в отрасли. В ПОИСКЕ НОВЫХ РЫНКОВ Российские экспортеры СУГ в первом полугодии 2022 года вынуждены были снижать отгрузки на внешние рынки из-за прекращения поставок в Украину и транзита через ее территорию в Восточную Европу с конца февраля и значительного падения закупок со стороны Финляндии. На долю Украины и Финляндии в 2021 году приходилось 15% и 10% от общего объема экспорта СУГ из РФ. Также в январе-июне 2022 года заметно упали поставки СУГ Сибуром через Усть-Лугу из-за сокращения закупок потребителями в Северо-Западной Европе. В результате Сибур был вынужден перенаправить морские партии СУГ из Северо-Западной Европы в Турцию, Северную Африку и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), что значительно увеличивало затраты на логистику и оборачиваемость танкеров-газовозов, находящихся у компании в тайм-чартере (долгосрочной аренде). При этом во втором полугодии Сибур смог стабилизировать объемы перевалки СУГ через терминал Портэнерго в Усть-Луге за счет использования STS-перевалки (ship-to-ship или «борт-борт») в регионе ARA (Амстердам-Роттердам-Антверпен), в дальнейшем - в порту Палдиски (Эстония). «Несмотря на снижение перевали через Усть-Лугу в первой половине года, начало использования STS-перевалки позволило восстановить объемы до показателей 2021 года или даже выше, а в перспективе использование перевалки 'борт-борт' в акватории самого порта Усть-Луги, а не в Палдиски, может привести к увеличению экспорта через терминал Портэнерго», - сообщил один из участников рынка. Экспортеры СУГ в феврале-марте 2022 года оперативно перенаправили объемы в порт Тамань и в Китай через Забайкальск, однако в дальнейшем на данных направлениях вводились конвенции Российских железных дорог (РЖД) из-за скопления цистерн на подходах к терминалам. В марте-мае прошлого года экспортеры также перенаправили объемы в Польшу, в том числе и с внутренних станций в Белоруссии, напрямую на белорусско-польские и российско-польские погранпереходы, в результате чего скопилось много цистерн с СУГ и прочими грузами на восточной границе Польши, и РЖД с 22 июня по 25 июля вводила конвенцию на поставки из РФ и Казахстана через Белоруссию в Польшу. В апреле-июне прошлого года из-за дисбаланса между ценами на внешнем и внутреннем рынке (в 3-4 раза в пользу экспорта) к экспортным отгрузкам активно приступили независимые трейдеры, которые скупали объемы на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) по рекордно низким ценам и через региональные ГНС, перенаправляя их в соседние страны (Польшу, Финляндию, Латвию, Киргизию, Грузию и прочие). Со второй половины 2022 года российские экспортеры СУГ, перераспределив объемы между основными каналами сбыта и новыми направлениями, в условиях высокого экспортного netback приступили к наращиванию отгрузок, и в четвертом квартале объемы поставок на внешние рынки восстановились до среднемесячных показателей 2021 года - около 330.000 тонн в месяц. При этом наиболее значительно по итогам прошлого года выросли сухопутные экспортные отгрузки напрямую в Польшу - на 24%, или на 230.000 тонн до 1,19 миллиона тонн, в страны Балтии (Латвия, Литва, Эстония) - более чем вдвое, или на 172.000 тонн до 331.000 тонн, в страны Центральной Азии, Китай и Монголию - в 3,5 раза, или на 286.000 тонн до 402.000 тонн. По расчетам Рейтер, на долю морских терминалов в 2022 году пришлось 29% (1, 014 миллиона тонн) по сравнению с 21% в 2021-м (0,819 миллиона тонн), на сухопутные погранпереходы - 71% (2,482 миллиона тонн) против 79% (3,1 миллиона тонн). Отгрузки СУГ по железной дороге в адрес портовых станций в 2022 году выросли на 24%, в основном из-за увеличения поставок в Усть-Лугу, Тамань и Темрюк, в адрес сухопутных погранпереходов - упали на 20% к 2021-му из-за снижения отгрузок в Украину, Белоруссию, Финляндию и Венгрию. Ниже в таблице приведены данные по железнодорожным отгрузкам СУГ из РФ через сухопутные погранпереходы по странам назначения в 2021-2022 годах, в тоннах: Страна назначения 2022 2021 +/- в % Польша 1.189.978 959.699 230.280 24,0 Белоруссия 261.190 745.563 -484.373 -65,0 Латвия 231.636 130.864 100.772 77,0 Финляндия 214.234 379.317 -165.083 -43,5 Китай 149.459 62.598 86.861 138,8 Афганистан 104.793 0 104.793 - Литва 71.821 8.433 63.387 751,6 Киргизия 58.982 7.490 51.492 687,5 Украина 51.154 598.111 -546.957 -91,4 Таджикистан 46.627 9.391 37.236 396,5 Монголия 37.072 35.673 1.399 3,9 Эстония 27.505 19.369 8.136 42,0 Венгрия 12.435 92.853 -80.418 -86,6 Грузия 9.702 10.685 -984 -9,2 Армения 6.018 0 6.018 - Молдавия 4.014 31.421 -27.406 -87,2 Узбекистан 3.918 0 3.918 - Казахстан 895 420 475 113,3 Румыния 517 6.887 -6.370 -92,5 КНДР 34 0 34 - Сербия 0 1.035 -1.035 -100,0 Германия 0 329 -329 -100,0 Через сухопутные 2.481.985 3.100.137 -618.152 -19,9 погранпереходы, всего Ниже в таблице приведены данные по железнодорожным отгрузкам СУГ из РФ в адрес морских терминалов в 2021-2022 годах, в тоннах: Название порта 2022 2021 +/- в % Усть-Луга 746.219 588.892 157.327 26,7 Тамань 119.169 49.447 69.722 141,0 Темрюк 57.409 19.620 37.789 192,6 Порт Кавказ 47.741 32.688 15.053 46,1 Порт Рига 22.396 0 22.396 - Измаил 21.215 125.706 -104.491 -83,1 Вентспилс* 0 3.005 -3.005 -100,0 Через морские порты, всего 1.014.149 819.358 194.792 23,8 * - в основном для смешивания с бензином в порту (не для перевалки)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку