МОСКВА, 2 фев (Рейтер) - Казахстан в 2022 году увеличил поставки нефти в обход России наполовину или на 638.000 тонн по сравнению с 2021-м, но их доля в суммарном объёме экспорта осталась незначительной, показали расчёты Рейтер на основе данных статистики и отраслевых источников.
На альтернативные РФ направления было направлено всего 1,804 миллиона тонн нефти, в том числе в Китай (1,261 миллиона тонн), в порт Батуми (0,214 миллиона тонн), на Бакинский НПЗ (около 0,141 тонн), в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (0,109 миллиона тонн), а также в Узбекистан (0,080 миллиона тонн).
Трубопроводный экспорт нефти и газоконденсата из Казахстана через порты РФ в 2022 году в целом составил 62,411 миллиона тонн, потеряв в годовом выражении 5%, по данным в терминале Refinitiv Eikon. Доля поставок казахстанской нефти в порты России в прошлом году составила 97% от общего объема экспорта против 98% годом ранее.
Основным и самым рентабельным маршрутом для экспорта нефти из Казахстана остается Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который на сегодняшний день нечем заменить для вывоза сырья с крупных месторождений - Кашаган, Тенгиз и Карачаганак на морской терминал в Южной Озереевке близ порта Новороссийск.
Объем прокачки за год по КТК снизился всего на 1% до 51,988 миллиона тонн, что составляет 81% от общего объема поставок Казахстана, согласно расчетам Рейтер.
Нефть Казахстана освобождена от санкций и ценовых ограничений стран Запада, но неоднократно подвергалась риску сокращения экспорта из-за внеплановых ремонтов на КТК, а смешиваясь с российской Urals в системе Транснефти теряла в качестве и цене.
Скидка для сорта CPC Blend <BFO-CPC135>, транспортируемому по КТК, к североморскому эталону BFOE в прошлом году составляла $1,3-$12 за баррель на базисе CIF MED для танкеров дедвейтом 140.000 тонн, по данным терминала Eikon. Для сравнения: нефть Urals в прошлом году продавалась на базисе CIF MED со скидкой в среднем $24 за баррель для танкеров дедвейтом 80.000 тонн.
Летом 2022 года Казахстан по инициативе трейдеров и покупателей дал своей нефти, реализуемой из портов РФ, новое маркетинговое название KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil), чтобы дистанцироваться от санкционного Urals. Отдельная марка помогла поддержать эффективность поставок нефти, продаваемой с премией к российскому сырью.
Премия на KEBCO к Urals к концу января 2023 года достигла почти $20 за баррель <URL-KBC-NWE>, <URL-KBC-MED>.
Экспорт казахстанской нефти по нефтепроводу Атырау-Самара и далее по системе Транснефти через порты Усть-Луга и Новороссийск снизился в годовом выражении на 24,8% до 8,405 миллиона тонн. В 2017 году поставки казахстанской нефти на этом маршруте составляли 15,368 миллиона тонн, по данным Refinitiv.
Объемы поставок нефти из порта Актау по Каспию в порт Махачкалы и далее по нефтепроводу в Новороссийск существенно не изменились за год и составили 2,018 миллиона тонн.