Россия продолжает ставить рекорды по цензуре в интернете. На фоне войны в Украине число уголовных преследований за выражение мнения в Сети достигло максимального значения за последние 15 лет, говорится в ежегодном докладе проекта «Сетевые свободы».
Там уточнили, что речь идет об ответственности за высказывания в интернете, посты и репосты. Всего — 779 случаев. «Эти данные включают в себя приговоры, возбужденные уголовные дела и факты, свидетельствующие о высоком риске привлечения к уголовной ответственности (обыски, допросы, задержания)», — уточняется в докладе.
Также рекордным стало количество блокировок различных ресурсов и других вмешательств в свободу интернета. Всего «Сетевые свободы» зафиксировали более 637 тысяч таких случаев. Это на 40% больше, чем в прошлом году, и абсолютный максимум за всю историю наблюдений. Большинство инцидентов (более 610 тысяч) связано с запретом информации по различным основаниям, а также блокировкой отдельных страниц, сайтов и IP-адресов.
Наибольшее количество ограничений было выявлено в 52 из более чем 80 регионов страны. Ухудшилась ситуация в Адыгее, Бурятии, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Мордовии, Туве, Алтайском и Камчатском краях, Архангельской, Астраханской, Вологодской, Ивановской, Калужской, Кемеровской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Самарской, Смоленской, Тверской, Тюменской областях, Санкт-Петербурге, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах.
В этих регионах значительно увеличилось число отдельных вмешательств в свободу интернета, либо отмечены случаи насилия или приговоры к реальному лишению свободы за сетевую активность. Также суды 22 регионов в прошедшем году приговаривали к лишению свободы за посты и стримы в интернете.
Остается высоким и уровень насилия за активность в интернете — 69 инцидентов. Сюда включены прямые нападения, а также применение пыток силовиками, отказы в медицинской помощи, принудительное медицинское вмешательство, угрозы, а также давление на родственников эмигрировавших из России активистов и журналистов.
Например, в Пскове сотрудники ОМОН и областного Центра противодействия экстремизму напали на сотрудников редакции «Псковской губернии» под предлогом проверки по делу об административном правонарушении. Вскоре после этого сайт издания был заблокирован Роскомнадзором, а главный редактор Денис Камалягин несколько журналистов уехали из России, опасаясь уголовного преследования.