Российские больницы и поликлиники смогут с сентября 2023 года ремонтировать медицинскую технику при помощи неоригинальных запчастей и комплектующих. Как следует из проекта приказа Росздравнадзора, таким образом власти надеются уберечь российскую медицину от последствий возможных санкций.
Отрасль здравоохранения остается одной из немногих, пока не затронутых санкциями. Однако она во многом зависит от иностранных производителей: доля российской медтехники на рынке, согласно анализу компании «Медитэкс», не превышает трети. Большая ее часть представлена производителями из Европы, США и стран Азии — особенно высока их доля в случае высокотехнологичного оборудования. Ремонт и обслуживание таких аппаратов проходят в сертифицированных центрах. Как правило, это происходит в той же стране, где техника была произведена.
Ассоциация IMEDA утверждает, что ей пока «неизвестно о случаях отказа в техническом обслуживании или отказа вернуть отремонтированное оборудование на территорию РФ». Затруднения возникают, когда производителю нужно отремонтировать комплектующие двойного назначения, например процессоры. Однако даже тогда сервисные центры выполняли свою работу. При этом ремонт продлевался на две-три недели из-за необходимости получить необходимые разрешения.
Росздравнадзор опасается, что в случае дальнейших санкций, вызванных войной в Украине, официальные каналы поставок комплектующих окажутся перекрыты. Это повлияет на работу уже поставленного медоборудования, которое нужно регулярно обслуживать. Например, рентгеновские трубки для компьютерных томографов необходимо менять раз в полтора года. Их основными производителями являются компании из «недружественных» Нидерландов, Германии, США и Японии.
Ввоз комплектующих для медицинских аппаратов через посредников также не станет универсальным решением. Часто они сами по себе не являются медицинскими изделиями и их невозможно зарегистрировать в России в качестве отдельного товара.
Пока большая часть российских медучреждений работает с относительно новым оборудованием. Аппараты закупали во время пандемии коронавируса в 2020–2021 годах, и большая их часть пока не нуждается в ремонте.